Главная Культура 19:34 09 Января 2014 2205
«Обыкновенное чудо» на бис

Владимир Юровский и Госоркестр России исполнили музыку Геннадия Гладкова

Сергей Бирюков

Одна из лучших отечественных музыкальных киносказок, которой в эти дни исполнилось 35 лет. Один из главных симфонических оркестров страны. Один из ведущих мировых дирижеров... Соединение всего этого в проекте «Обыкновенное чудо» Госоркестра имени Светланова и его нынешнего руководителя Владимира Юровского на сцене Концертного зала имени Чайковского обещало аншлаг даже в расслабленные каникулярные дни — и он случился. Но в какой степени удалось теперешним исполнителям чудесной сказки Евгения Шварца и волшебной музыки Геннадия Гладкова вернуть то, с чем в той же сказке стихами Юлия Кима нас призывали проститься «негромко, вполголоса, светло», ибо вернуть его «невозможно, немыслимо»?

Владимир Юровский уже несколько лет носился с идеей сыграть музыку Геннадия Гладкова, очевидно, ностальгически напоминающую ему о детстве и мудрой старой сказке про зверя, силой любви навсегда обретшего человеческий облик. Тем более что и Геннадий Игоревич с поэтом Юлием Кимом в 2000-е «нарастили» музыкальную дорожку легендарного фильма Марка Захарова новыми номерами так, что получился полнометражный мюзикл, идущий в нескольких театрах России, Белоруссии, Украины.

Меньше всего проблем было с инициатором нынешнего исполнения Владимиром Юровским. Вернее, они были, но исключительно организационного свойства: найти в сверхплотном графике одного из самых востребованных дирижеров мира необходимое окошко. Владимир Михайлович его нашел — и свою работу сделал великолепно. Звучание его оркестра, усиленного камерным хором Московской консерватории — по сравнению с давней фонограммой тогдашнего оркестра кинематографии СССР словно драгоценный бриллиант, который отмыли от многолетней пыли, и он засверкал всем изначальным волшебством красок, а скорее всего даже еще ярче: нынешний ГАСО после полутора десятилетий безвременья уверенно возвращает себе славу ведущего коллектива страны. К тому же Гладков (к сожалению, по нездоровью отсутствовавший на теперешнем исполнении) для полнометражного варианта сделал совершенно новую оркестровку — не всегда от хорошей, заметим, жизни: старую партитуру, как рассказал «Труду» Юровский, на «Мосфильме» загадочным образом потеряли...

Сложнее с наращиванием материала до двухчасового спектакля. При отдельных удачах, вроде «предсмертной» арии принцессы или ее дуэта с юношей из второго действия, все же чувствуешь перепад в яркости между гениальными мелодиями из фильма и новыми зонгами — всеми этими ариями короля, охотника, жены волшебника, которые воспринимаются как вставные номера.

Ну и главный источник сомнений — солисты. Да, Вячеслав Войнаровский (король), Павел Черных (охотник) — прекрасные оперные певцы, неплохой академический вокал продемонстрировала и Лилианна Петрусенко (принцесса) — но их «оперность» плоховато монтировалась с актерским говором, допустим, Игоря Войнаровского (юноша). Отлично пел свою партию Александр Маракулин (министр-администратор) — и все бы прекрасно, если бы в памяти не возникал образ неподражаемого Андрея Миронова. Уж не говорю об усреднено-стертом пении Игоря Балалаева, чье исполнение песни волшебника «Нелепо, смешно, безрассудно, безумно» тем более разочаровало, что рядом стоял единственный в нынешнем составе участник фильма — Леонид Серебренников, на сей раз, к сожалению, лишенный этого своего коронного номера. Кстати, дуэт хозяина гостиницы Эмиля и его давней возлюбленной, первой кавалерственной дамы Эмилии в исполнении Серебренникова и известной мюзикловой актрисы Елены Чарквиани стал самым, пожалуй, адекватным воссозданием первоисточника. Здесь и Леонид доказал, что его голос за 35 лет ничуть не утратил теплоты и серебристости, и Елена ни капли не уступила в вокале — Ларисе Долиной, в актерской игре — Екатерине Васильевой. Так и хотелось подпеть: «Вот и славно, трам-пам-пам»!

Но больше запали в сердце другие известные слова из фильма: «Не будем хитрить и судьбу заговаривать, /Ей-богу, не стоит труда. /Да-да, господа, не авось, не когда-нибудь, А больше уже никогда». Никогда больше не выйдут ни к кинокамере, ни на сцену Олег Янковский, Андрей Миронов, Евгений Леонов, Александр Абдулов... Никому не дано повторить обаяние юной Евгении Симоновой, молодых Юрия Соломина, Ирины Купченко... Разве что в романтическом облике самого Юровского иногда (по крайней мере автору этих строк) странным образом чудились отсветы не то абдуловской харизмы, не то магической тайны Янковского.

В самом Владимире Юровском иногда чудилось что-то от загадочной магии Олега Янковского и романтики Александра Абдулова. Фото Сергея Бирюкова

Вольно или невольно нынешние исполнители, можно сказать, принесли себя в жертву памяти гениального фильма. А лишний раз напомнить о том, чем он, с его изумительными актерами, с его волшебной музыкой, с его язвительными шварцевскими иносказаниями, был в то гладенькое советское время — дело благородное. И оно, вопреки только что приведенной цитате, «стоит труда». Недаром публика — в том числе строгие ценители вроде композитора Владимира Дашкевича — устроили в конце овацию, потребовавшую биса. Понятно, им стал тихий грустный финальный хор: «Ах, как это мило, очень хорошо, /Плыло и уплыло, было и прошло».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9699
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7320
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?