21 октября в Абу-Даби Виктория Дудакова победила американку Джин Фрей, причем выходила на бой под песню Шамана «Я русский». Теперь 24-летней спортсменке из Волгограда открылся прямой путь к вершине UFC. Дудакова первой из россиянок в 2019 году стала чемпионкой Европы. А в профессиональном ММА (смешанных единоборствах) из наших женщин выше всех поднялась в рейтинге. Что же привлекло и удерживает красивую девушку в таком суровом виде спорта?
Сразу после этого Вика провела мастер-класс для студентов университета «Синергия» (и сама учится здесь на факультете спортивного менеджмента), она рассказала «Труду» подробности своей жизни и карьеры. Начинала путь в спорте она с плавания, где достигла солидных успехов: в 16 лет — мастер спорта и кандидат в сборную России. Но потом рост результатов прекратился.
«Тренировки в знаменитой волгоградской школе плавания Виктора Авдиенко помогли в функциональной подготовке, — рассказала Дудакова «Труду». — Потом в боях никогда не было проблем с дыханием. У меня хорошо развит корпус — ведь стиль в плавании был баттерфляй. Но есть минусы. Из-за того, что пловец всё время находится в горизонтальном положении, то координация неважная. Для командных игр — баскетбол, волейбол, футбол — это плохо. Мяча я вообще боялась. И ноги слабее были развиты, чем корпус — среди пловцов сильные ноги только у брассистов».
В смешанные единоборства, как ни странно, Вику привела мама.
«Ещё когда была маленькой, я с папой смотрела фильмы с Ван Даммом и Сталлоне. Но эти фильмы не повлияли на выбор вида спорта. Они могут вдохновить лишь на упорство в тренировках. Захотелось мне идти в ММА после того, как смотрела по телевизору трансляции боёв. Моя мама неспортивный человек — даже плавать не умеет. Но она видела — как я переживала после ухода из плавания. Если много лет в спорте, а потом вдруг без нагрузок и мотивации, то портится настроение. Мама знала, что я интересуюсь смешанными единоборствами и просто решила помочь. Нашла секцию, ближайшую к дому. Но она не думала, что я так увлекусь. Папа занимался единоборствами — кикбоксингом, дзюдо. Сейчас следит за моими боями. Он со мной обсуждает всё, но не даёт лишних советов. И очень переживает, когда меня критикуют в соцсетях».
В профессиональной карьере Дудаковой было восемь боёв, и все победные. Пять против россиянок, потом против двух бразильянок и американки. В чем разница противостоять соотечественнице и иностранке?
«Уровень женского российского ММА отстаёт от ведущих стран, — объясняет Вика. — Даже когда я дралась на чемпионате Европы, там соперницы были сильнее россиянок, потом выходивших против меня на профессиональном ринге. Когда дерусь против россиянки, то команда моей соперницы понимает все подсказки, которые идут от моих тренеров. Кстати, на чемпионате Европы вообще не платили никаких денег. Представительницы Германии, Финляндии, Великобритании и других стран получают финансовую помощь от своих федераций или клубов, хотя некоторым приходится где-то подрабатывать. А в России девушек, выступающих в ММА, до сих пор не включили в реестр Министерства спорта, и мы ездили на чемпионат Европы либо за свои деньги, либо региональные федерации оплачивали. Но пройти через много боев и выиграть Европу — на тот момент опыт был для меня даже важнее денег. Когда я ездила на чемпионат Европы, это был первый чемпионат для россиянок вообще. И вот прошло 4 года, и ситуация не сдвинулась с места. И если наших девушек пустят на чемпионат мира и Европы, то придётся ехать за свой счёт. Отчего так? Российскому ММА лишь 11 лет, в других странах Европы национальные федерации созданы намного раньше. Может быть, этим объясняется. Россиянки вообще начали выступать позже в ММА, чем представительницы других стран».
Виктория Дудакова — чемпионка Европы 2019 года. Фото пресс-службы Союза ММА России
Так получилось, что выходить на бой с недолеченной травмой или не восстановившись после болезни для Вики стало привычным делом. Через боль и слабость. При этом умудряется побеждать. Лишь однажды её сняли с полуфинала чемпионата мира 2019. Она победила в четвертьфинале, но получила сотрясение мозга. Сначала врач российской команды лечила таблетками. Не помогало. Голова продолжала болеть, не фокусировалось зрение. И утром Вика не смогла согнать 300 граммов лишнего веса — стало плохо. Медкомиссия забраковали, хотя она рвалась на ринг.
Для любой спортсменки из спортивных единоборств всегда возникают трудности со спаррингами. А для Виктории — особенно.
Дудакова проводит спарринг на мастер-классе для студентов университета «Синергия». Фото пресс-службы университета «Синергия»
«Девушку как спарринг-партнёра сложно найти — обычно подбирают парней моего веса или килограммов на пять тяжелее. То есть, крупнее. Никто из них меня не жалеет, не уступает и себя самого старается показать. Так что в тренировочных боях я чаще травмы получала, чем в официальных — сечки, синяки, ушибы. В итоге, на бой с Ксенией Лачковой выходила с травмой ноги. Спарринг, в отличие от боя, всегда можно остановить, чтобы не было потом последствий. Но так мудро я рассуждаю уже сейчас, получив опыт. А поначалу была максималисткой, рвалась в бой на всех этапах подготовки. У меня не бывает, что пропустила на тренировку из-за плохого самочувствие. Но вот из пяти раундов спарринга уже могу прерваться после третьего, например. Чтобы не усугублять повреждение. При грамотной методике недоработанное в спарринге можно заменить другой тренировкой. Порой травмы происходят из-за того, что спортсмен не может вовремя остановиться в работе. Классический пример — перед боем в Лас Вегасе. Сутки занял перелёт, долго сидела в неудобной позе. Разница во времени 10 часовых поясов. На следующий день проходили видеосъемки — перед камерой я делала полноценную тренировку: три раунда метания мяча, три раунда ударов по груше лежачей, три раунда по груше висячей, три раунда ударов по канату, перед этим 5 км кросс. После той ударной тренировки мне стало так плохо, что тошнило. А на следующий день я провела полноценный спарринг с борцом. И там у меня колено согнулось в обратную сторону. Так я получила травму незадолго до боя. Другая неприятность была по приезду в Таиланд. Ослаб иммунитет, и на фоне физических нагрузок подхватила инфекцию. В итоге так обессилела, что перед взвешиванием упала в обморок в лифте. Во время боя слабее себя чувствовала, чем обычно. После такого печального опыта я научилась вовремя останавливаться, чтобы не перегрузиться с тренировками в неблагоприятных условиях. А до того всегда гнала себя вперед с мыслью «пока не работаю я, работает моя соперница».
И всё же, именно благодаря её максимализму Викторию выделил среди других бойцов и высоко оценил глава UFC Дана Уайт. Потому подписал с ней контракт:
«При подготовке к тому бою я получила разрыв крестообразных связок и медиального мениска, но вышла на поединок. Отходя назад, я упала, так что соперница узнала о моей травме. Но я не соглашусь с теми, кто говорит про героизм. Всё проще. Человека «делает нужда». Нам нужен был контракт с UFC. В Лас Вегас мы приехали за свои деньги, за свои деньги готовились к бою и жили там месяц — UFC оплачивает расходы лишь последнюю неделю перед боем. Было поставлено на карту всё. Либо я попаду в лучшую лигу мира... Либо вернусь в Волгоград никем и буду работать в малоизвестных лигах и получать деньги, на которые невозможно прожить. Я рисковала. Мне хотелось славы, денег, обеспечить родителей и тренера. А если перед каждой трудностью «давать заднюю», то буду сидеть без всего и винить остальных. Так что собралась и победила... Мы ещё не улетели из Лас Вегаса, и Дана встретился с нами. Он сказал, что у меня был хороший бой и даже предложил сделать мне операцию на счёт UFC в Лас Вегасе, оплатил проживание, выдал командировочные на все дни».
В связи с событиями на Украине Виктория пока не ощутила какой-то «хейт» в свой адрес от зарубежных болельщиков. И все соперницы относились уважительно. Более того, даже к менеджеру-поляку, который с ней сотрудничает три года и хорошо говорит по-русски, его соотечественники никаких претензий не выражали. Но морально Вика готова к любому ЧП. Тем более, ненормальных хватает. Так после боя с Нуньес многие болельщики призывали Вику отказаться от победы. Причем, это требовали российские! Хотя даже команда бразильянки не выражала недовольства: она сломала руку при неудачном падении — какие претензии тут могут быть к Дудаковой?!
Очередная виктория Виктории Дудаковой! Фото пресс-службы Союза ММА России
Есть ли что-то такое в мире, что может напугать отважную девушку Вику? Она призналась, что боится насекомых. А темноты, высоты — нет. Что касается страха в бою... «Маленький огонь внутри всегда согревает». Любой человек нервничает перед важными соревнования. Но никогда у Вики не было страха, вводящего в ступор, а легкий мандраж никогда не мешал. Если не получается перебороть, то надо идти к спортивному психологу. И ещё. В некоторых видах спорта красивых молодых спортсменок тренеры уговаривали, что работа со штангой и тренажёрами необходима, а те отказывались — не хотели обрастать горами мышц.
«Мы с тренером только сейчас начинаем работать с большими весами. А раньше силовым тренировкам мне мешали какие-нибудь травмы. Но горой мышц я не обрасту, потому что в таком случае не удастся перед поединками сгонять вес до моего боевого. Либо придётся переходить в более тяжёлую категорию и драться с крупными женщинами. Ещё когда я занималась плаванием — переживала, что от напряженных тренировок плечи широкие, руки массивные, корпус мускулистый. Даже расстраивалась из-за своих выпуклых щёк. Но сейчас понимаю, это в 14 лет у меня были детские комплексы. По моим наблюдениям: некоторые девушки выбирают себе образец красоты, который недостижим — просто потому, что не реалистичен. Ты такой никогда не сможешь быть. Надо от этого отходить. И стремиться к такому образцу, который близок к твоим природным данным. Иначе загонишь себя в психологическую яму и возненавидишь свою внешность. Может быть, та женщина, на которую ты хочешь быть похожа, сама тщетно мечтает иметь другую фигуру?!»
Но в случае с Викой ещё добавляется фактор — нет ли опасения в один момент получить сильный удар в лицо, который попортит красоту?
«Я не мазохистка, не люблю получать по лицу. Но любой девушке, желающей достичь успеха в единоборствах, приходится с этим смириться и принять, как должное».
Ближайший бой ей не назначен. Пока тренируется лишь раз в неделю и лечится. Восстанавливает печень, перегруженную лечением антибиотиками при инфекции. Если пойдёт по плану, то будут просить включить Вику в Fight Nights на 2 марта в Эр-Рияде. А Новый год встретит дома. Но тренировки запланированы и на 31 декабря и 1 января. Ни на час не упускать цель из виду!