- Владимир, как вы пришли к идее такого вещания?
- Идея была, в общем-то, довольно простая: сделать канал, который ближе всего к себе самому, к взглядам и интересам нашего поколения. Во многом - это некая дань нашей молодости. Мы показываем то, что видели на телеэкране 20-30 лет назад и в то же время то, что мечтали тогда увидеть, но не могли. Это как бы реконструкция советского телевидения, но такая, как если бы не было "железного занавеса". Мы показываем любимые всеми программы, такие, как "Кабачок "13 стульев", "Голубые огоньки" и прочие легендарные передачи, кино тех лет, но в то же время и то, что на советском телеэкране появиться не могло никогда. В нашей сетке, например, Сева Новгородцев соседствует с Лигачевым... Наша концепция состоит в том, что мы совмещаем несколько пластов культуры. Мы рассказываем и о царившей тогда идеологии, и о том, о чем говорилось на кухнях, что звучало на катушечных магнитофонах...
- По какому принципу вы отбираете ведущих и гостей ток-шоу?
- В основном это те, кто не присутствует сейчас на центральных каналах. Мы выискиваем артистов, когда-то очень известных, но уже полузабытых и не тиражируемых. Например, певец Сергей Захаров, по которому когда-то сходили с ума женщины СССР, сегодня присутствует только у нас.
- Расскажите о тех программах, которые вы производите сами.
- Наиболее яркая, на мой взгляд, - "Еловая Субмарина" - хит-парад наших любимых песен тех лет. У нас первое место занимают то "Битлз", то Пугачева. Ведет "Субмарину" Александр Липницкий, в свое время игравший на бас-гитаре в группе "Звуки Му". В программе "Севология", которую ведет Сева Новгородцев, мы говорим о самых различных сторонах жизни той эпохи. Каким книгам советские люди отдавали предпочтение? Какие фильмы смотрели, какую музыку слушали? Кого считали своими кумирами, а кого "совками"?.. Мы говорим о самиздате и истоках русского рока, о непокорных театрах и подпольных концертах, о многом другом, что вольно или невольно оказывало влияние на мироощущение того поколения. Нельзя не сказать и о ток-шоу "Рожденные в СССР". Ведущий этой программы Владимир Глазунов выступает как модератор звонков с вопросами к гостю от зрителей не только из России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. И таким образом через программу мы виртуально "соединяем" бывший СССР. Мне запомнилась программа с известным телеведущим Юрием Николаевым. Ему в эфир дозвонилась девушка из Хельсинки, призналась в любви и сказала, что когда-то он был для нее олицетворением заграничной жизни, и она только из-за него уехала заграницу. А сейчас Николаев по-прежнему живет России, а она никак не может получить российское гражданство. Над очень привлекательным проектом "Было время" работает Александр Политковский. Вместе с нашими зрителями он вспоминает самые интересные и значимые события прошедшей эпохи. Как создавались первые кооперативы и как заработали свои первые деньги те, кого сегодня мы называем олигархами, как загоняли в подполье карате и наказывали за поражения легендарных футболистов, как снимали свои лучшие фильмы легендарные советские кинематографисты...
Главная идея, с которой мы обращаемся к зрителю, такова: "Ты состоялся. Твоя молодость была прекрасна. Ты прожил жизнь не зря". Ведь даже говоря о самых мрачных временах, люди все равно вспоминают лучшее. Совсем недавно, на 7 ноября, мы показывали торжественное заседание ЦК КПСС, посвященное годовщине Октябрьской революции. Так зрители просто визжали от восторга - разумеется, не от особой любви к Леониду Ильичу, а потому что вспоминали, как они гуляли по украшенным улицам, ходили в гости, ели салат "оливье", смотрели иллюминацию на телеграфе и так далее...
- Как программы новостей тех лет смотрятся сейчас?
- Порою, как ни странно, весьма актуально. Включаете старое "Время", а там... Что тогда, что сейчас: американцы бомбят Ирак, в Израиле проблемы с Палестиной и взрывами, где-то цунами, где-то наводнение. Конечно, кое-что, особенно фигуры некоторых вождей, выглядят смешно. Но, по сути, программа "Время" показывает, что жизнь во многом циклична.
- А как с профессиональной точки зрения сегодняшние новости смотрятся на фоне новостей тех лет?
- В сегодняшних новостях больше сенсационности, но они менее информативны. А в принципе, с точки зрения сугубо профессиональной, - оставляя в стороне идеологизацию и прочее, - отличий не так уж и много...
- Если попытаться сравнить уровень телевидения тогда и сейчас в целом, что бы вы отметили?
- С точки зрения технологии в то время телевидение, конечно, было значительно примитивнее, а вот что касается ярких личностей на экране, то тогда их было, пожалуй, побольше. Сейчас появилось множество новых телевизионных каналов, критерии качества размылись, в эфире появляются абсолютно безликие, серые персонажи, а в то время почти каждый, кто оказывался на экране, был личностью, а не фабрикантом.
- Вы хотите сказать, что уровень профессионализма телевидения упал?
- Не профессионализма, а харизматичности ведущих. Недаром самые известные телевизионщики сегодняшнего дня вышли из того же времени. Главное изменение состоит в том, что сегодня телевидением руководят во многом рекламодатели. Которые, естественно, несут деньги в те программы, которые смотрит наибольшая зрительская аудитория, а широкую публику легче всего привлечь самыми простыми приемами и темами. Именно рекламодатели стали выискивать и навязывать телевидению форматы, которые легче всего воспринимаются населением. И, конечно, на сегодняшнем телевидении просветительское начало практически отсутствует.
- В этом то телевидение кажется вам более интересным?
- Нельзя сказать, чтобы оно было более интересным. Но, как ни странно, оно было более гуманным.
- Получается, что рекламные деньги испортили телевидение?
- Именно так. Да и уровень духовности заметно упал в сегодняшнем телеэфире во многом "благодаря" влиянию денег.
- А развлекательное вещание разве в прежние годы было?
- Конечно. "Что? Где? Когда?", "А ну-ка, девушки", "КВН" и так далее. А "Вокруг смеха", думаю, по рейтингу и сейчас бы стояло на том же уровне, что и какие-нибудь Бабки.
- Да, трудно не согласиться, что в этой программе Александра Иванова уровень юмора был куда выше...
- Ну да. В эту передачу ни разу не взяли Петросяна, как он ни пытался туда попасть, а Арлазорова выгнали после первого же появления. И это не цензура, а, скорее, некий все же интеллектуальный ценз. Когда те самые личности, которые стояли по ту сторону экрана, не допускали в эфир откровенной пошлости и глупости. Сегодня подобная фильтрация телевизионной продукции явно бы не повредила.
- Кто же является вашим зрителем? Это немолодые люди, сформировавшиеся во времена СССР?
- Нас смотрит достаточно разнообразная аудитория. Хотя основная ее часть - действительно примерно одинаковое количество женщин и мужчин от 45 до 60 лет. Хотя есть молодежь. Например, когда транслировалась программа о хиппи, нам позвонил старшеклассник и спросил: "Мы тоже ходим грязными и не учимся, можем ли мы на этом основании себя считать хиппи?" А моя дочка смотрит "Спокойной ночи, малыши" именно на "Ностальгии", а не на "России", где программа сжата до десяти минут вместо прежних пятнадцати, и мультфильм никогда целиком не показывают.
- В последнее время среди молодежи стали популярны различные атрибуты и символы советских времен. Как вы думаете, почему?
- Это понятно. Между людьми, населяющими страну, должна быть какая-то общность, которая держится на традициях, привычках. А у нас же традиции постоянно рушатся. И сейчас, кроме Дня Победы, скорее всего мы и не вспомним праздников, которые принимали бы все без исключения. Даже Новый год и то не всеми православными признается. А раз традиции уходят, раз мы теряем общие корни, то для объединения остаются различные атрибуты и символы прошлого. Да и сам по себе интерес к символике отцов и дедов - это нормальное явление, все-таки мы не должны превращаться в иванов, не помнящих родства, и забывать, кто мы такие и откуда мы есть.
Вы родом из 70-80-х, если:
вы помните Майкла Джексона еще негром;
у вашей мамы до сих пор хранятся польские журналы мод;
вы способны на спор вспомнить имена как минимум пяти пионеров-героев;
наши в хоккей всегда выигрывают;
слова "Морис Дрюон" и "макулатура" для вас связаны непостижимым образом;
доллар - это такая бумажка, за которую могут посадить;
вам понятно слово "политинформация";
у иностранцев нельзя брать ни конфет, ни "жувачек" (говорят, один мальчик взял - и отравился);
в Петропавловске-Камчатском ВСЕГДА полночь;
продукты "выбрасывают";
ваши родители записывались в очередь на "стенку";
на чемодане вашего папы были гэдээровские наклейки с женщинами;
вам стало грустно, когда погиб Дин Рид.