«Сатирикон» красиво открыл юбилейный 85-й сезон постановкой своего худрука Константина Райкина «Четыре тирана» по комедии Карло Гольдони «Самодуры» в помещении Дворца на Яузе. На сцене — все, как положено в классическом произведении: декорации барочного театра, оркестр... С другой стороны, удивления достойно, насколько реалии трехвековой давности перекликаются с сегодняшним днем. Может, это еще и потому, что режиссер протянул ниточки от произведения великого итальянца к шедеврам русской литературы и театра?
Смотришь «Четырех тиранов» — и отчетливо видишь, что Райкина все еще не отпускает предыдущий его спектакль «Гроза» — о дикости и перегибах патриархального уклада жизни. Похожие истории! Только в нынешней премьере от домашних деспотов страдают сразу несколько женщин, в первую очередь две героини — молоденькая Маргарита и ее падчерица Лучетта. Хотя живут они не в российской глубинке, как Катерина Островского, а в вечно праздничной Венеции, их существование уныло. Муж и отец этих женщин Лунардо не разрешает им выходить из дома и принимать гостей, диктует, как одеваться, с кем общаться и кто станет супругом дочери.
Маргарита жалуется на свою замужнюю жизнь: «Не такова я была раньше, а теперь ведьмой стала». И этой фразы оказывается достаточно, чтобы перекинуть мостик от драматурга ХVIII века еще к одному русскому писателю. В спектакле героиня носит отчество, которого, естественно, не было в пьесе Гольдони — Николаевна, и в трудную минуту выводит мелом заветные слова булгаковской Маргариты: «Невидима и свободна».
Вообще житейскую комедию режиссер стремится максимально отдалить от примет быта. Например, все действие происходит на подиуме для оркестра, а музыкальные инструменты служат актерам реквизитом (сценография Дмитрия Разумова). Маленькая скрипочка играет роль бутылки, к которой Лунардо и Маргарита прикладываются, чтобы снять стресс. Струнный инструмент побольше заменяет рыбу на кухне, барабанные палочки — вязальные спицы, а футляр от контрабаса однажды и вовсе становится... нужником. В начале и в конце действия на сцене появляются оркестранты. В прологе под их аккомпанемент певица исполняет вариации современника и соотечественника Гольдони Антонио Вивальди на арию Filiaemestae Jerusalem — «Скорбные дщери Иерусалимские». Красивая и величественная мелодия напоминает о том, сколь ничтожны перед лицом Вечности все наши проблемы. И все же, пока мы живы, их надо решать.
Вот и три женщины в спектакле — Маргарита и жены приятелей ее мужа Марина и Феличе решают взбунтоваться против своих домашних тиранов и вопреки их воле познакомить до венчания Лучетту с будущим женихом Филипетто. Но этот шаг им дорого обходится: мужчины обо всем узнают, после чего их супруги появляются на сцене с синяками и забинтованными руками-ногами. А свадьба и вовсе оказывается под угрозой. И ведь не скажешь, что все это только про старинные времена в чужой стране, а у нас сейчас ничего подобного не бывает — достаточно посмотреть неутешительную статистику домашнего насилия в России за последние годы.
Главы семейств в беседе друг с другом признаются, что своих домашних вообще-то любят, но предпочитают держать в ежовых рукавицах. И предаются «милым» воспоминаниям о том, как сами у отцов ходили по струнке, а про разные развлечения, например театр, и слыхом не слыхивали. И зачем какие-то новшества, ведь жили люди как-то раньше без них?! Разговоры словно не из XVIII столетия, а с какого-нибудь нынешнего интернет-форума приверженцев «традиционных ценностей».
Гармония в финале наступает только благодаря «адвокатской» речи самой бойкой из дам, Феличе, которую с шармом играет Агриппина Стеклова. У нее блистательный дуэт с Денисом Сухановым, очень комично исполняющим роль супруга ФеличеКанчано — единственного из мужей, который сам побаивается свою жену.
Вообще постановка может похвастаться целой россыпью отличных актерских работ. Это и эмоциональнейшая Маргарита — Алена Разживина, и великолепно справившийся с характерной ролью Лучано Алексей Бардуков, и Полина Райкина, будто созданная для того, чтобы сыграть неунывающую итальянскую матрону Марину — тетку жениха. Хороша и вчерашняя студентка Высшей школы сценических искусств Екатерина Воронина в роли притворной скромницы, а на самом деле девчонки с огоньком Лучетты.
Добрый и примиряющий всех персонажей финал очень органичен в спектакле. Жаль — в реальной жизни тиранов, желающих притормозить прогресс, одной, пусть пламенной речью, никак не уймешь.