Эксперт обращает особе внимание на ту часть, где Игорь Сечин говорит о том, что на нефть сегодня приходится более 30% мирового потребления энергии, на уголь — 25%, а на газ — 22%. По словам главы «Роснефти», «мы по-прежнему далеки от пика спроса на ископаемое топливо», а «отрасль в целом прогнозирует стабильный рост потребления нефти». Сейчас увеличиваются экономики Китая, Индии. За их счет, а также за счет других развивающихся стран к 2035 году, по прогнозу J.P. Morgan, ожидается увеличение мирового спроса на нефть почти на 6 млн баррелей в сутки. Прирост к 2050 году может составить до 20 млн баррелей в сутки.
Но, разумеется, тот факт, что сейчас спрос на углеводороды растет, сам по себе не дает гарантий роста в будущем. Гарантией является рост спроса на энергоносители в целом, так как мировая экономика растет (притом наиболее динамично она растет в дружественных России странах), а с ней растет и энергопотребление.
Фролов также особо выделяет тезис доклада Игоря Сечина, где он говорит о том, что Россия играет ключевую роль на рынке углеводородов. Без России в ОПЕК+ регулирование мирового кризиса оказалось бы невозможным, а период аномально низких цен длился бы дольше. Россия обеспечивает формату необходимый «вес»: в 2016 году добыча стран ОПЕК занимала около трети мирового производства нефти, а ОПЕК+ тогда же занял порядка 55%. Без такой доли (как показал опыт самого ОПЕК в 2014 году) не удалось бы ни стабилизировать рынок, ни защитить интересы производителей, ни помочь мировой экономике.
Решение ОПЕК+ по стабилизации нефтяного рынка при этом помогло и нашим нынешним конкурентам на рынке — США с их сланцевой добычей. «К этому времени американские сланцевики уже пустили по ветру более 300 миллиардов долларов капитала своих акционеров и накопили долгов еще почти на 200 миллиардов, — подсчитал глава «Роснефти» - Именно стабилизация цены нефти на достаточно высоком уровне позволила американским компаниям рассчитаться по долгам, нарастить добычу, инвестировать в НИОКР, а также превратить США в энергетическую державу и ведущего экспортера энергоресурсов».
Как отметил Игорь Сечин, воспользовавшись усилиями ОПЕК+ в целом и России в частности, «пять крупнейших западных нефтегазовых компаний с 2017 по 2023 годы увеличили выплаты акционерам более чем на 100 млрд долларов по сравнению с предшествующим семилетним периодом». И нет, это доказывает не нашу неправоту. Мы с партнерами действовали абсолютно правильно — все поступились своими интересами, чтобы достичь общего результата. Но текущая ситуация в мире крайне неравновесна, пока есть группа стран, полагающих, что общие проблемы их не касаются и каштаны из огня надо таскать чужими руками.
Традиционная энергетика доказывает свою состоятельность в условиях беспрецедентного информационного и экономического давления. Но запас прочности не бесконечен. Как отметил Игорь Сечин, «только для поддержания добычи нефти на текущем уровне необходимо ежегодно замещать около 11% мирового производства». Качество мировых запасов снижается — растет доля трудноизвлекаемой нефти с более высокой себестоимостью извлечения. На этом фоне необходимо уделять самое пристальное внимание стабильности инвестиций в нефтедобычу. Игорь Сечин обратил внимание, что, по оценке ОПЕК, «обеспечение потребностей рынка потребует увеличения инвестиций в добычу нефти почти на 50% до 550 млрд долларов в год к 2050 году».
Нехватка инвестиций, дискриминация одного из крупнейших производителей углеводородного сырья и нефтепродуктов в лице России приведет к мировому дефициту и глобальному кризису.
А сохранение необходимых инвестиций и недискриминационный подход возможен только в условиях общего сотрудничества на благо каждого, сотрудничества ради достижения общего успеха. И это — единственно верное решение для процветания и развития всего мира.