Главная Культура 00:15 07 Октября 2011 15366
Эдмунд Шклярский: «В нашей символике нет ни пауков, ни свастик»
Отправляясь в юбилейный тур, лидер знаменитой группы «Пикник» побеседовал с «Трудом»
Михаил Садчиков, Санкт-Петербург

9 октября в «Крокус Сити Холле» в рамках юбилейного тура «30 световых лет» выступит легендарная питерская группа «Пикник». Лидер «Пикника», певец, музыкант, поэт Эдмунд Шклярский, на днях отметивший свое 55-летие, встретился с нашим питерским корреспондентом.

 — Концертами в Петербурге и Москве «Пикник» начинает тур «30 световых лет». Сколько концертов дадите в ходе тура?

— У нас же сезонная работа. (Смеется.) Мы как колхозники — собираем музыкальный урожай начиная с осени, потом весь январь ничего не делаем, а в феврале снова в путь-дорожку, и так до конца мая. Уже несколько лет так трудимся. Возим с собой декорации, светодиодные экраны, приглашаем артистов других жанров (они у нас превращаются в людей на ходулях, женщину-арфу и т. п.), наши эксклюзивные инструменты. Для нынешнего шоу придумали несколько новых перформансов: так, на сцену будет постепенно вылезать огромная рука и чуть ли не упираться в потолок. В России много городов, удаленных от основных дорог, в том числе и музыкальных, и там зрители особенно ждут от наших концертов праздника. На юбилейных шоу в Петербурге и Москве к нам присоединяются наши друзья — Вадим Самойлов (экс-«Агата Кристи»), Вячеслав Бутусов («Ю-Питер»), певица Хелависа («Мельница»), которые исполнят несколько моих песен.

— Новый альбом «Три судьбы» группы «Пикник» получился неожиданным. Впервые за 30 лет карьеры вы записали не свои песни, а мелодии военных лет, Гражданской войны, народные песни, романсы. Хотя вообще-то сегодня многие солисты и группы ударились в жанр «старые песни о главном». Не боитесь упреков во вторичности идеи?

— «Ой, мороз, мороз:», «Полюшко-поле», «Черный ворон», романс Глинки «Сомнение», «Любо, братцы, любо…», «По долинам и по взгорьям…», «Ой, да не вечер:». Я люблю каждую из этих песен с детства, до сих пор пою дома и уже многие годы вынашивал идею такого альбома. Разумеется, я в курсе того, что нынче многие перепевают старые песни, слышал, как они это делают. Честно говоря, мне не нравится никто, за исключением Жанны Бичевской, которая проникновенно и бережно исполняет народные песни. А вот другие, мне кажется, вкладывают какое-то чувство превосходства, порой даже ерничества, вносят отсебятину в эти, по сути, классические произведения, которые уже доказали своим существованием, что они любого исполнителя «заткнут». Не стоит относиться к песенной классике легко, играючи, поскольку это совершенно другая история.

— В конце 80-х — начале 90-х, на волне перестройки и интереса к русскому року, «Пикник» собирал стадионы, затем на сцену вышли другие герои, и вы играли в небольших клубах. Но в последнее время «Пикник» вновь играет в самых больших, престижных залах. С чем связана такая синусоида?

— 90-е годы были сумбурными. Концерты делали какие-то молодежные культурные центры, которые экономили на всем. Наш первый большой тур был сделан в 1996 году. А вскоре шарахнул дефолт, и мы опять вернулись в рок-клубы. Но потом ситуация выровнялась, мы выпустили альбом «Египтянин», сборник «Фиолетово-черный», в «Кинопробах» и «Последнем герое» выступили. Постепенно колесо стало вращаться в нашу сторону. Второе дыхание у нас открылось после альбома «Египтянин». Сейчас стало приятнее гастролировать, так как везде нам ставят хорошую аппаратуру, отели стали лучше, транспортные услуги. Но в 80-90-х была своя прелесть, так как мы приезжали в один город на пять-семь дней, могли довести до ума звук, декорации:

— В декорациях ваших шоу, в оформлении альбомов много странной символики, какие-то кресты, пауки, даже чуть ли не свастика.

— Нет, это не паук и не свастика. Помните, у каждого музыканта Led Zeppelin был свой знак, а мы придумали один на всех. Наши поклонники называют его гербом группы. Иногда его изображают в виде человечка в такой позе, у него на голове полумесяц. Этот герб-знак возникает на нашей продукции, в декорациях, на наших инструментах, например, на гонге, который необходим для исполнения песни «Иероглиф». Но у нас символизм, скорее не визуальный, а песенный. У «Пикника» есть какой-то круг символов, которым мы оперируем.

— Очень необычным получился и недавний клип «Кукла».

— Сначала мы написали песню, а потом попросили Виталия Мухаметзянова (студия «Муха»), достойного мастера, сделать клип, вообще не вмешиваясь в его работу. У нас манекен в песне хоть бесполый, но все-таки виделся нам персоной мужского рода. А у Виталия манекен стал барышней, если так можно сказать. Что ж, это его видение!

— И в песне сразу возникли отголоски песни Александра Вертинского «Я маленькая балерина»...

— У нас дома была пластинка Вертинского, папа его любит, и мне его романсы нравились, он уникальный для нашей песенной культуры человек. Но про «Маленькую балерину» я точно не вспоминал, когда писал «Куклу».

— «Муха» сняла вам отличный клип, но его, как и другие клипы «Пикника», не увидишь по ТВ. Неужели до сих пор продолжается информационная блокада по отношению к рокерам? Для чего тогда вы снимаете клипы?

— Все, что мы делаем, рассчитано только на любителей нашей музыки, но никак не на все мировое сообщество. Поэтому клипы, которые снимаем, выходят на DVD, выкладываются в Сеть. Когда мы собираемся на гастроли, организаторы концертов просят прислать музыкальный материал и крутят его на местных ТВ-каналах. Иногда наши клипы появляются на каких-то специальных музыкальных каналах. От сотрудничества с центральными каналами мы не отказываемся, но давно поняли, что у ТВ-редакторов и наших зрителей разные предпочтения. Помню, еще в конце 80-х они охотно брали «быструю» песню «Праздник» и игнорировали «Иероглиф». В начале нулевых никто не брал в ротацию «Египтянина». А народ на концертах требовал именно «Иероглиф» и «Египтянина», и в итоге именно эти песни стали нашей визитной карточкой. Все-таки выбирает публика, как ни крути.

— Проведя на сцене три десятка лет, вы недавно произнесли такую фразу: «Мы не артисты».

— Это было сказано про съемки клипов. Мы сразу предупреждаем режиссеров клипов, что мы не артисты, нас драматические роли не привлекают. Мы можем в кадре играть на гитарах и барабанах, но перевоплощаться в каких-то детективов и других персонажей не станем — для этого есть театральные вузы, которые каждый год выпускают таланты.

— Эдик, откуда у вас, парня с питерской окраины, эта тяга к Востоку?

— У моей семьи — польские корни, я традиционный католик. Но одно дело, когда ты рождаешься, тебя крестили, ты находишься в этой вере, а другое — когда твое религиозное, духовное мировоззрение в реальности состоит из разных составляющих, в том числе и из того, что было некогда прочитано, того же Лао Цзы, основателя учения даосизма. Во мне это до сих пор присутствует, и никуда от этого не денешься. Однако мы ведь не поем религиозные песни, мы скорее поем песни общечеловеческие.

— Правда, что вы совершили паломничество, отправившись к папе Иоанну Павлу II в Польшу?

— Это было уже 20 лет назад, как раз перед путчем. Очень много людей ехали из Санкт-Петербурга, Москвы, Белоруссии, а потом все колонной шли четыре дня, что было сделать совсем не просто. Сейчас мы обдумываем, как совершить еще один акт паломничества, на этот раз надо идти целый месяц. Если ты прошел такой путь, то получаешь индульгенцию с освобождением от грехов. Но, конечно, нам важна не эта формальная сторона, а духовное испытание, очищение.

— Российский рок в свои лучшие годы был в гуще политической, социальной жизни. Но «Пикник» никогда не был замечен в политических акциях. Вам принципиально чужда политическая составляющая рок-н-ролла?

— Политический рок? Но политическими могут быть и балет, и живопись, и шахматы, что угодно. Это скорее имеет отношение к личности музыканта, танцовщика, шахматиста. Мы от политики далеки, но при желании в наших песнях можно откопать что угодно, да и мы так или иначе отражаем тот фон, на котором все происходит. Но, надеюсь, очень опосредованно отражаем. Иначе наши песни превратились бы в фельетон, памфлет, а петь о том, что видишь вокруг, призывать к каким-то политическим актам — это все-таки не задача музыкантов и художников.

Резюме «Труда»

Эдмунд Шклярский, рок-музыкант

Родился в 1955 году в Ленинграде.

Учился в музыкальной школе по классу фортепиано.

Был гитаристом в группе «Аквариум».

В 1973 году основал свою группу «Удивление». Группа «Пикник» родилась весной 1981 года, но признание к музыкантам пришло годом позже, после выпуска альбома «Дым».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9634
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7241
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?