Эдмунд Шклярский: «В нашей символике нет ни пауков, ни свастик»
Отправляясь в юбилейный тур, лидер знаменитой группы «Пикник» побеседовал с «Трудом»
9 октября в «Крокус Сити Холле» в рамках юбилейного тура «30 световых лет» выступит легендарная питерская группа «Пикник». Лидер «Пикника», певец, музыкант, поэт Эдмунд Шклярский, на днях отметивший свое 55-летие, встретился с нашим питерским корреспондентом.
— Концертами в Петербурге и Москве «Пикник» начинает тур «30 световых лет». Сколько концертов дадите в ходе тура?
— У нас же сезонная работа. (Смеется.) Мы как колхозники — собираем музыкальный урожай начиная с осени, потом весь январь ничего не делаем, а в феврале снова в путь-дорожку, и так до конца мая. Уже несколько лет так трудимся. Возим с собой декорации, светодиодные экраны, приглашаем артистов других жанров (они у нас превращаются в людей на ходулях, женщину-арфу и т. п.), наши эксклюзивные инструменты. Для нынешнего шоу придумали несколько новых перформансов: так, на сцену будет постепенно вылезать огромная рука и чуть ли не упираться в потолок. В России много городов, удаленных от основных дорог, в том числе и музыкальных, и там зрители особенно ждут от наших концертов праздника. На юбилейных шоу в Петербурге и Москве к нам присоединяются наши друзья — Вадим Самойлов (экс-«Агата Кристи»), Вячеслав Бутусов («Ю-Питер»), певица Хелависа («Мельница»), которые исполнят несколько моих песен.
— Новый альбом «Три судьбы» группы «Пикник» получился неожиданным. Впервые за 30 лет карьеры вы записали не свои песни, а мелодии военных лет, Гражданской войны, народные песни, романсы. Хотя вообще-то сегодня многие солисты и группы ударились в жанр «старые песни о главном». Не боитесь упреков во вторичности идеи?
— «Ой, мороз, мороз:», «Полюшко-поле», «Черный ворон», романс Глинки «Сомнение», «Любо, братцы, любо…», «По долинам и по взгорьям…», «Ой, да не вечер:». Я люблю каждую из этих песен с детства, до сих пор пою дома и уже многие годы вынашивал идею такого альбома. Разумеется, я в курсе того, что нынче многие перепевают старые песни, слышал, как они это делают. Честно говоря, мне не нравится никто, за исключением Жанны Бичевской, которая проникновенно и бережно исполняет народные песни. А вот другие, мне кажется, вкладывают какое-то чувство превосходства, порой даже ерничества, вносят отсебятину в эти, по сути, классические произведения, которые уже доказали своим существованием, что они любого исполнителя «заткнут». Не стоит относиться к песенной классике легко, играючи, поскольку это совершенно другая история.
— В конце 80-х — начале 90-х, на волне перестройки и интереса к русскому року, «Пикник» собирал стадионы, затем на сцену вышли другие герои, и вы играли в небольших клубах. Но в последнее время «Пикник» вновь играет в самых больших, престижных залах. С чем связана такая синусоида?
— 90-е годы были сумбурными. Концерты делали какие-то молодежные культурные центры, которые экономили на всем. Наш первый большой тур был сделан в 1996 году. А вскоре шарахнул дефолт, и мы опять вернулись в рок-клубы. Но потом ситуация выровнялась, мы выпустили альбом «Египтянин», сборник «Фиолетово-черный», в «Кинопробах» и «Последнем герое» выступили. Постепенно колесо стало вращаться в нашу сторону. Второе дыхание у нас открылось после альбома «Египтянин». Сейчас стало приятнее гастролировать, так как везде нам ставят хорошую аппаратуру, отели стали лучше, транспортные услуги. Но в 80-90-х была своя прелесть, так как мы приезжали в один город на пять-семь дней, могли довести до ума звук, декорации:
— В декорациях ваших шоу, в оформлении альбомов много странной символики, какие-то кресты, пауки, даже чуть ли не свастика.
— Нет, это не паук и не свастика. Помните, у каждого музыканта Led Zeppelin был свой знак, а мы придумали один на всех. Наши поклонники называют его гербом группы. Иногда его изображают в виде человечка в такой позе, у него на голове полумесяц. Этот герб-знак возникает на нашей продукции, в декорациях, на наших инструментах, например, на гонге, который необходим для исполнения песни «Иероглиф». Но у нас символизм, скорее не визуальный, а песенный. У «Пикника» есть какой-то круг символов, которым мы оперируем.
— Очень необычным получился и недавний клип «Кукла».
— Сначала мы написали песню, а потом попросили Виталия Мухаметзянова (студия «Муха»), достойного мастера, сделать клип, вообще не вмешиваясь в его работу. У нас манекен в песне хоть бесполый, но все-таки виделся нам персоной мужского рода. А у Виталия манекен стал барышней, если так можно сказать. Что ж, это его видение!
— И в песне сразу возникли отголоски песни Александра Вертинского «Я маленькая балерина»...
— У нас дома была пластинка Вертинского, папа его любит, и мне его романсы нравились, он уникальный для нашей песенной культуры человек. Но про «Маленькую балерину» я точно не вспоминал, когда писал «Куклу».
— «Муха» сняла вам отличный клип, но его, как и другие клипы «Пикника», не увидишь по ТВ. Неужели до сих пор продолжается информационная блокада по отношению к рокерам? Для чего тогда вы снимаете клипы?
— Все, что мы делаем, рассчитано только на любителей нашей музыки, но никак не на все мировое сообщество. Поэтому клипы, которые снимаем, выходят на DVD, выкладываются в Сеть. Когда мы собираемся на гастроли, организаторы концертов просят прислать музыкальный материал и крутят его на местных ТВ-каналах. Иногда наши клипы появляются на каких-то специальных музыкальных каналах. От сотрудничества с центральными каналами мы не отказываемся, но давно поняли, что у ТВ-редакторов и наших зрителей разные предпочтения. Помню, еще в конце 80-х они охотно брали «быструю» песню «Праздник» и игнорировали «Иероглиф». В начале нулевых никто не брал в ротацию «Египтянина». А народ на концертах требовал именно «Иероглиф» и «Египтянина», и в итоге именно эти песни стали нашей визитной карточкой. Все-таки выбирает публика, как ни крути.
— Проведя на сцене три десятка лет, вы недавно произнесли такую фразу: «Мы не артисты».
— Это было сказано про съемки клипов. Мы сразу предупреждаем режиссеров клипов, что мы не артисты, нас драматические роли не привлекают. Мы можем в кадре играть на гитарах и барабанах, но перевоплощаться в каких-то детективов и других персонажей не станем — для этого есть театральные вузы, которые каждый год выпускают таланты.
— Эдик, откуда у вас, парня с питерской окраины, эта тяга к Востоку?
— У моей семьи — польские корни, я традиционный католик. Но одно дело, когда ты рождаешься, тебя крестили, ты находишься в этой вере, а другое — когда твое религиозное, духовное мировоззрение в реальности состоит из разных составляющих, в том числе и из того, что было некогда прочитано, того же Лао Цзы, основателя учения даосизма. Во мне это до сих пор присутствует, и никуда от этого не денешься. Однако мы ведь не поем религиозные песни, мы скорее поем песни общечеловеческие.
— Правда, что вы совершили паломничество, отправившись к папе Иоанну Павлу II в Польшу?
— Это было уже 20 лет назад, как раз перед путчем. Очень много людей ехали из Санкт-Петербурга, Москвы, Белоруссии, а потом все колонной шли четыре дня, что было сделать совсем не просто. Сейчас мы обдумываем, как совершить еще один акт паломничества, на этот раз надо идти целый месяц. Если ты прошел такой путь, то получаешь индульгенцию с освобождением от грехов. Но, конечно, нам важна не эта формальная сторона, а духовное испытание, очищение.
— Российский рок в свои лучшие годы был в гуще политической, социальной жизни. Но «Пикник» никогда не был замечен в политических акциях. Вам принципиально чужда политическая составляющая рок-н-ролла?
— Политический рок? Но политическими могут быть и балет, и живопись, и шахматы, что угодно. Это скорее имеет отношение к личности музыканта, танцовщика, шахматиста. Мы от политики далеки, но при желании в наших песнях можно откопать что угодно, да и мы так или иначе отражаем тот фон, на котором все происходит. Но, надеюсь, очень опосредованно отражаем. Иначе наши песни превратились бы в фельетон, памфлет, а петь о том, что видишь вокруг, призывать к каким-то политическим актам — это все-таки не задача музыкантов и художников.
Резюме «Труда»
Эдмунд Шклярский, рок-музыкант
Родился в 1955 году в Ленинграде.
Учился в музыкальной школе по классу фортепиано.
Был гитаристом в группе «Аквариум».
В 1973 году основал свою группу «Удивление». Группа «Пикник» родилась весной 1981 года, но признание к музыкантам пришло годом позже, после выпуска альбома «Дым».