Главная Культура 08:47 05 Октября 2011 9042
Владимир Чернов: «Я не скучаю по Мариинскому театру совершенно»
Преодолев последствия врачебной ошибки, прославленный баритон возвращается на мировую и российскую сцены
Марина Бабанова

Сегодня в Концертном зале имени П. И. Чайковского выступит один из самых почитаемых российских оперных исполнителей — баритон Владимир Чернов. Чем чаще он появлялся в лучших оперных домах мира — в Нью-Йорке, Лондоне, Вене или Милане, — тем прочнее его «забывали» в Москве или Петербурге. Но ныне он все-таки выйдет один на один с публикой Первопрестольной, чтобы напомнить: на такой моноспектакль способны единицы.

— Владимир, о вас долго не было слышно. Куда вы пропали?

— Я не пропадал. Работаю, учу что-то новое, иногда отдыхаю. В принципе у меня свободного времени почти нет. В основном нахожусь в Америке, где у меня много учеников. Я уже шесть лет преподаю в Университете Калифорнии Лос-Анджелеса (UCLA), почти все время и силы оставляю там. В Европе бываю очень редко. Но если говорить откровенно, я и все мои домашние хотели бы жить в Европе. Мы по менталитету — европейцы. Хотя в Америке нам живется неплохо. Моя позиция профессора в университете довольно престижная. Я доволен, мною пока тоже довольны.

— Возможность возвращения в Россию — для вас вопрос риторический или вовсе не актуальный?

— Волнующий и приятный. Часто ловлю себя на мысли, что в последнее время мне стало не хватать России. С удовольствием выступаю в Питере, в Москве, даю открытые уроки, когда представляется возможность. Мне нравится это занятие: за последние 5–6 лет я приобрел новые знания, научился методике преподавания в сжатых по времени, мысли, информации условиях мастер-классов, когда нужно за 25–30 минут добиться хоть какого-нибудь минимального результата.

— Сегодня вы делаете ставку больше на педагогическую деятельность, нежели на артистическую?

— Моя артистическая жизнь может измениться в одну секунду. В этом году, начиная с апреля, в моей жизни, в моем здоровье появилась очень долгожданная, приятная стабильность, от которой мне, естественно, становится хорошо и легко думать о будущем. В моей жизни были разные моменты — странные, непонятные: почему все это произошло? Потом наступил момент, когда, наверное, я что-то переосмыслил, изменил отношение к себе, к здоровью, к творчеству. И сегодня ощущаю очень-очень долгожданный прилив творческих сил.

Но педагогическая деятельность сейчас, конечно, закрепостила, поработила. Работаю иногда даже в субботу и воскресенье. Но мне нравится это дело! Тем не менее успел выучить несколько новых произведений. В частности, три вокальных цикла Густава Малера. В ноябре пою партию графа Капулетти, отца Джульетты, в опере Гуно «Ромео и Джульетта». Этой постановкой в театре Лос-Анджелеса будет дирижировать сам Пласидо Доминго. Я часто встречаюсь с Пласидо — преподаю в Оперной студии театра. Там есть очень хорошие ребята, с которыми интересно работать. Так что пятого дам концерт в Москве, шестого лечу в Вену, беру там свои чемоданы и лечу сразу на репетицию в Калифорнию.

— Свои чемоданы вы храните в Вене?

— У меня под Веной в лесу есть маленький крестьянский дом в 600 метрах от деревни. Так что я даже свободен от необходимости общаться с соседями.

— Вы склонны к затворничеству?

— Я склонен к единению с природой. Растворяюсь в ней. По натуре я не городской человек, а такой барин-крестьянин. Хотя в моей австрийской деревне, к сожалению, до сих пор нет интернета, мобильный телефон не всегда работает, да и за продуктами в магазин приходится ездить за много километров. Но зато здесь у нас родниковая вода и маленький огород, где теща моя, Маруся, сажает помидоры, огурцы, укроп, петрушку:

Я родился 22 сентября — это между Девой и Весами, что делает меня всегда сомневающимся перфекционистом. Мой внутренний стандарт и в творчестве, и в жизни невероятно высок, отчего мне, естественно, бывает крайне трудно и в быту, и в работе, и просто в общении с людьми. Хотя, конечно, я научился производить впечатление человека лояльного, легкого, улыбчивого. Но на самом деле вижу жизнь во всех ее проявлениях и реагирую соответственно. Единственное, что позволяет мне абстрагироваться от проблем, — это способность медитировать. В такие моменты вообще пытаюсь ни о чем не думать, потому что мысль рождает не только решение проблем, но и новые проблемы.

— А чем занимается ваш сын?

— Мой сын Владимир Владимирович, мне кажется, очень способный молодой человек. Он легко говорит на четырех языках. Занимался на скрипке и фортепиано в Нью-Йорке, но профессионалом не стал, потому что был ленив и не верил в себя. Сейчас он занимается постпродакшн: монтирует фильмы на разных киностудиях Голливуда, в том числе в Paramount Pictures. Мечтает стать и режиссером, и кинооператором, и продюсером. Что называется, мастер на все руки от скуки. Но пока по-настоящему еще не состоялся. Хотя у многих из его одноклассников карьера уже более или менее обозначилась. Например, у Макса Спилберга, первого сына Стивена Спилберга. Мы даже три с половиной года на две наших семьи снимали один дом. Теперь Максу — он занимается разработкой видеоигр — предложили новую работу в Ванкувере. Он едет туда, и мой сын, конечно, загрустил, потому что они большие друзья.

— Он уже стал настоящим американцем?

— Он получил хорошее американское образование, но процентов на 60 он все равно человек наших, русских традиций. При этом в 1994 году мы втроем — моя жена Олечка, я и сын — получили австрийское гражданство. И это, естественно, облегчило наше существование. С российским паспортом было невероятно трудно путешествовать, получить работу на Западе, в том числе и в Америке.

— А вы ностальгируете по годам, проведенным в Мариинском театре?

— Я не скучаю по Мариинскому театру совершенно. Знаю, что больше туда не вхож. Хотел навестить Ирину Петровну Богачеву после спектакля «Пиковая дама». Но охрана категорически не хотела меня пропускать. Если бы случайно не вышел Витюшка — рабочий сцены, с которым мы очень дружили, — я, наверное, так и остался бы стоять перед закрытой дверью. Когда с таким трудом я все же оказался за кулисами, сердце защемило так, что мне стало больно. С одной стороны, я вспомнил юность. С другой — четко осознал: все в театре настолько изменилось, что он мне уже неродной.

— А по нью-йоркскойМетрополитен-опера ностальгируете?

— Ностальгирую, потому что мне там было здорово работать, там я чувствовал себя очень счастливым человеком. Но в 1997 году нпроизошел сбой в моем здоровье — прежде всего по вине одного врача, совершившего серьезную ошибку, которая дорого мне обошлась. Она стоила мне не только четырех мучительных попыток что-то исправить, в итоге обернувшись восьмичасовой операцией в Мюнхене, но и практически потерей здоровья и карьеры. Обидно, но это случилось. Моя жена не любит, когда я начинаю об этом вспоминать. Потому что сейчас я восстанавливаюсь потихоньку. В принципе я целеустремленный, настырный человек и постоянно занимаюсь собой.

— Массовой публике в России вы более всего известны, уж извините, не своими выступлениями в Мариинском театре или Метрополитен-опере, а в тандеме с «Терем-квартетом».

— Насчет «Терем-квартета» — это правда. К сожалению, я не имею прямого контакта с музыкантами, только через их директора. По-моему, они в этом году отмечают юбилей — 25-летие ансамбля. Но я даже не был приглашен, чем, признаюсь, удивлен. У нас произошел разлад. В один момент стало системой: они предлагают мне концерт, потом через две-три недели говорят: отмена, возникли какие-то проблемы... Я предлагал им концерт в Калифорнии, но это их тоже чем-то не удовлетворило. Мне дорого наше былое сотрудничество, они выдающиеся музыканты. Но аккомпанемент — это невероятно сложный вид искусства. Быть может, они чувствуют, что им не хватает для этого времени.

— Почему ваш нынешний концерт в Москве называется «Ностальгия по романсу»?

— В моей жизни наступил момент, когда я хочу немного вернуться в молодость. В 21–22 года, будучи студентом музыкального училища в Ставрополе, еще до обучения в Московской консерватории, я стал солистом Ставропольской филармонии. И иногда выезжал по краю с концертами, где в основном пел «под Муслима Магомаева» — вещи из его репертуара. Он мне очень нравился, я его любил, он драгоценнейший певец. И вот в этом году у нас появилась возможность и желание с ансамблем «Ма. Гр. Иг. Ал» Игоря Пономаренко (кстати, экс-музыканта «Терем-квартета») сделать, с одной стороны, очень узнаваемую романсовую, а с другой — неожиданную программу. Я буду, например, петь «О, если б мог выразить в звук всю силу страданий моих», «Вальс» Листова и «Элегию» Массне по-русски, а потом и неаполитанские песни — «Страсть», «Ты не забудь меня»… Надеюсь, все получится как задумано — с душой.

Резюме «Труда»

Владимир Чернов, оперный певец (баритон)

Родился в 1953 году в Краснодарском крае.

Учился в Московской консерватории, окончил в 1981 году. В 1982–1983 годах стажировался в «Ла Скала» у Джульетты Симионато.

Работал солистом Кировской оперы (Ленинград).

С 1991-го пел в главных мировых театрах в операх Верди, Чайковского, Прокофьева. С 2005-го преподает вокал в Университете Лос-Анджелеса.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9636
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7242
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?