Сегодня в Концертном зале имени П. И. Чайковского выступит один из самых почитаемых российских оперных исполнителей — баритон Владимир Чернов. Чем чаще он появлялся в лучших оперных домах мира — в Нью-Йорке, Лондоне, Вене или Милане, — тем прочнее его «забывали» в Москве или Петербурге. Но ныне он все-таки выйдет один на один с публикой Первопрестольной, чтобы напомнить: на такой моноспектакль способны единицы.
— Владимир, о вас долго не было слышно. Куда вы пропали?
— Я не пропадал. Работаю, учу
— Возможность возвращения в Россию — для вас вопрос риторический или вовсе не актуальный?
— Волнующий и приятный. Часто ловлю себя на мысли, что в последнее время мне стало не хватать России. С удовольствием выступаю в Питере, в Москве, даю открытые уроки, когда представляется возможность. Мне нравится это занятие: за последние 5–6 лет я приобрел новые знания, научился методике преподавания в сжатых по времени, мысли, информации условиях
— Сегодня вы делаете ставку больше на педагогическую деятельность, нежели на артистическую?
— Моя артистическая жизнь может измениться в одну секунду. В этом году, начиная с апреля, в моей жизни, в моем здоровье появилась очень долгожданная, приятная стабильность, от которой мне, естественно, становится хорошо и легко думать о будущем. В моей жизни были разные моменты — странные, непонятные: почему все это произошло? Потом наступил момент, когда, наверное, я
Но педагогическая деятельность сейчас, конечно, закрепостила, поработила. Работаю иногда даже в субботу и воскресенье. Но мне нравится это дело! Тем не менее успел выучить несколько новых произведений. В частности, три вокальных цикла Густава Малера. В ноябре пою партию графа Капулетти, отца Джульетты, в опере Гуно «Ромео и Джульетта». Этой постановкой в театре
— Свои чемоданы вы храните в Вене?
— У меня под Веной в лесу есть маленький крестьянский дом в 600 метрах от деревни. Так что я даже свободен от необходимости общаться с соседями.
— Вы склонны к затворничеству?
— Я склонен к единению с природой. Растворяюсь в ней. По натуре я не городской человек, а такой
Я родился 22 сентября — это между Девой и Весами, что делает меня всегда сомневающимся перфекционистом. Мой внутренний стандарт и в творчестве, и в жизни невероятно высок, отчего мне, естественно, бывает крайне трудно и в быту, и в работе, и просто в общении с людьми. Хотя, конечно, я научился производить впечатление человека лояльного, легкого, улыбчивого. Но на самом деле вижу жизнь во всех ее проявлениях и реагирую соответственно. Единственное, что позволяет мне абстрагироваться от проблем, — это способность медитировать. В такие моменты вообще пытаюсь ни о чем не думать, потому что мысль рождает не только решение проблем, но и новые проблемы.
— А чем занимается ваш сын?
— Мой сын Владимир Владимирович, мне кажется, очень способный молодой человек. Он легко говорит на четырех языках. Занимался на скрипке и фортепиано в
— Он уже стал настоящим американцем?
— Он получил хорошее американское образование, но процентов на 60 он все равно человек наших, русских традиций. При этом в 1994 году мы втроем — моя жена Олечка, я и сын — получили австрийское гражданство. И это, естественно, облегчило наше существование. С российским паспортом было невероятно трудно путешествовать, получить работу на Западе, в том числе и в Америке.
— А вы ностальгируете по годам, проведенным в Мариинском театре?
— Я не скучаю по Мариинскому театру совершенно. Знаю, что больше туда не вхож. Хотел навестить Ирину Петровну Богачеву после спектакля «Пиковая дама». Но охрана категорически не хотела меня пропускать. Если бы случайно не вышел Витюшка — рабочий сцены, с которым мы очень дружили, — я, наверное, так и остался бы стоять перед закрытой дверью. Когда с таким трудом я все же оказался за кулисами, сердце защемило так, что мне стало больно. С одной стороны, я вспомнил юность. С другой — четко осознал: все в театре настолько изменилось, что он мне уже неродной.
— А по
— Ностальгирую, потому что мне там было здорово работать, там я чувствовал себя очень счастливым человеком. Но в 1997 году нпроизошел сбой в моем здоровье — прежде всего по вине одного врача, совершившего серьезную ошибку, которая дорого мне обошлась. Она стоила мне не только четырех мучительных попыток
— Массовой публике в России вы более всего известны, уж извините, не своими выступлениями в Мариинском театре или
— Насчет
— Почему ваш нынешний концерт в Москве называется «Ностальгия по романсу»?
— В моей жизни наступил момент, когда я хочу немного вернуться в молодость. В 21–22 года, будучи студентом музыкального училища в Ставрополе, еще до обучения в Московской консерватории, я стал солистом Ставропольской филармонии. И иногда выезжал по краю с концертами, где в основном пел «под Муслима Магомаева» — вещи из его репертуара. Он мне очень нравился, я его любил, он драгоценнейший певец. И вот в этом году у нас появилась возможность и желание с ансамблем «Ма. Гр. Иг. Ал» Игоря Пономаренко (кстати,
Владимир Чернов, оперный певец (баритон)
Родился в 1953 году в Краснодарском крае.
Учился в Московской консерватории, окончил в 1981 году. В 1982–1983 годах стажировался в «Ла Скала» у Джульетты Симионато.
Работал солистом Кировской оперы (Ленинград).
С