Говорят, в стране началась административная реформа. Госдума приняла во втором чтении пакет законов о дебюрократизации, а ряд депутатов нижней палаты даже разработал специальный "Кодекс поведения госслужащих". "Изюминка" документа в том, что он пытается поставить вне закона не только явные нарушения чиновничьей этики (вроде взятки), но и туманную сферу "заинтересованности", под которой понимается выгода не только для самого служащего, но и его родственников, друзей, коллег по партии и других близких к телу чиновника граждан.
Доказать эту "заинтересованность" ох как трудно, хотя встречается она на каждом шагу. Особенно там, где речь идет о всякого рода регулировании и контроле. Считается, что главным приоритетом реформы должна стать борьба с чиновничьим интересом "на местах", с многочисленными поборами и вымогательствами мелких сошек из райсоветов и мэрий. Но рыба-то гниет с головы. По-моему, гораздо страшнее, когда смычка бизнеса и госструктур происходит на федеральном уровне. Чему пример - история Гусиноозерской ГРЭС, тепловой станции, затерянной в просторах Восточной Сибири.
Гусиноозерская ГРЭС - наследство советской системы. Эту станцию построили в Бурятии, там, где, казалось, она позарез необходима потребителям. С приходом рынка выяснилось, что именно в этом месте производить энергию крайне невыгодно. Очень дорого стоит привозной уголь, очень "кусаются" цены на его перевозку. Но и остановить ГРЭС уже нельзя. В силу ее географического положения и технологических особенностей необходимо оставить в работе хотя бы один блок. Выручки от продажи энергии, вырабатываемой этим блоком, не хватает даже на то, чтобы окупить его работу. За шесть месяцев нынешнего года убытки ГРЭС достигли 24 млн. руб. Дошло до того, что персоналу станции перестали выплачивать зарплату - все деньги идут на закупку топлива.
Но времена героических самопожертвований миновали. Сегодня трудовой энтузиазм на голом месте не развивается. Гусиноозерская ГРЭС - не благотворительная организация, а акционерное общество, которое входит в структуру РАО "ЕЭС России". В свою очередь, РАО твердо требует с "дочки" выполнения плановых заданий по закупке топлива и выработке энергии. А на что бедной станции закупать и вырабатывать, если тариф на ее энергию для потребителей ниже себестоимости производства? Да и цены на уголь и его доставку растут как на дрожжах.
Выход один: обратиться в специальный государственный орган - Федеральную энергетическую комиссию (ФЭК), в компетенцию которой входит пересмотр цен на энергию.
Как, по-вашему, на эту просьбу реагирует ФЭК? Там ошарашенному директору станции сообщают, что до вынесения такого решения Гусиноозерская ГРЭС нуждается в комплексной проверке. И ... указывают фирму, которая за 1,5 миллиона рублей возьмется такую проверку произвести. После чего ФЭК, так и быть, рассмотрит вопрос о тарифах для ГРЭС.
Каково? Федеральное министерство - благодетель, который указывает отчаявшемуся руководству убыточной станции надежного партнера. В любом случае фирма-аудитор не прогадала. И, главное, рынок сбыта услуг практически неисчерпаем. В России насчитывается 74 АО-энерго и 33 федеральные станции, схожие с Гусиноозерской ГРЭС. Если каждая из этих энергокомпаний обратится в ФЭК хотя бы раз в году и получит направление на проверку, то фирме уже обеспечен оборот в размере 160 млн. руб., или 5,3 млн. долларов США. А если учесть, что по закону тарифы могут пересматриваться четыре раза в год, гипотетические доходы рекомендуемой фирмы взлетают к облакам.
Но и это все мелочи по сравнению с открывающимися перспективами. Только ленивый не слышал о планах ФЭК возглавить Единый тарифный орган (ЕТО). Муссируется, правда, и другая точка зрения - что функции ЕТО целесообразно передать Министерству экономического развития и торговли.
Ясное дело, ФЭК будет сопротивляться такому исходу событий. Кто же без борьбы откажется от регулирования цен не только на газ и энергию, но и на железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, связь? Вот уж будет где разгуляться и самой ФЭК, и приближенным "хорошим фирмам". Глядишь, из-за большого потока "клиентов" (из числа регулируемых) фирма снизит расценки на аудит. И тогда даже бедной Гусиноозерской ГРЭС хватит денег, чтобы купить себе комплексную проверку.