Египет — не только одна из наиболее привлекательных для россиян (особенно путешествующих) зарубежных стран, но и древнейшее средоточие памятников культуры. О том, какие впечатляющие примеры и варварства, и ответственного отношения к культурному наследию подавал в последнее время Египет, охваченный социально-политическими переменами, «Труд» неоднократно рассказывал. В эти дни из страны вновь поступили сведения как о том, так и о другом.
О катастрофических последствиях взрыва у полицейского участка в Каире «Труду» сообщил один из ведущих российских египтологов Виктор Солкин, с которым мы встретились в постоянно действующем центре культуры Египта в московской библиотеке — культурном центре имени Максимилиана Волошина.
24 января после очередной пятничной молитвы в Каире взлетел на воздух начиненный взрывчаткой автомобиль. Это акция исламистов, ответственность за которую взяла на себя одна из египетских группировок, близких к «Аль-Каиде». Целью была крупная полицейская станция Баб эль-Хальк, но горькая ирония в том, что удар пришелся не столько по ней, сколько по Музею исламского искусства — части национальной гордости Египта, одному из крупнейших музеев средневекового искусства в мире вообще.
Одновременно очень сильно пострадала национальная каирская библиотека «Дар эль-Кутуб» — не только от взрыва, но и от того, что системы водоснабжения находились на крыше, и огромный объем воды пролился в здание, уничтожив немалую часть уникальных древних и средневековых рукописей.
«Здание бывшей правящей партии» (на переднем плане) предлагается снести и вернуть землю Египетскому музею в Каире (розовое здание в глубине). Фото предоставлено Министерством по делам древностей Египта
Потеря была настолько шокирующей, что у министра по делам древностей доктора Мухаммеда Ибрагима случился настоящий срыв — он заявил по горячим следам, что музей погиб. Через несколько дней, 28 января, с его стороны последовало уточнение: утрачено около трети экспозиции музея. По свидетельствам сотрудников, внутри здание наполнено дебрисом, то есть слоем осколков потолка, стен, витрин, памятников изобразительного искусства.
Печально сознавать, что потери могли бы быть гораздо менее значительными, если бы египтяне установили бронированные стекла, которые были закуплены на грант правительства Германии для нижних окон здания. Но специальный комитет Высшего совета по делам древностей решил стекла не ставить — побоялись, что своей тяжестью они могут нарушить конструкции здания. Одно из стекол все же установили — и расположенная около него часть экспозиции не пострадала.
В первые дни, когда сотрудники министерства пребывали в шоке, очень много полезного сделали молодые люди из общественной Команды по спасению египетского наследия (Egyptian Heritage Rescue Team), прошедшие подготовку в разных институциях Европы и Египта для работы с памятниками, пострадавшими при террористической атаке. Там и археологи, и антропологи, и реставраторы, и инженеры, которые могут просчитать возможное обрушение конструкций... В действиях подобных групп — важнейший урок египетских событий последнего времени: эта страна дает потрясающие примеры самоорганизации людей, которым небезразлична национальная культура. Так было и в дни революции 2011 года, когда полиция часто выступала в роли грабителей и мародеров, а цепочки молодых энтузиастов (причем в их числе были и люди исламистских взглядов, но настроенные на созидание, а не на разрушение) охраняли музеи и археологические зоны от разграбления.
Виктор Солкин рассказал и о той сложнейшей, скрупулезной работе по восстановлению части экспонатов, которой посвящена развернутая сейчас в Египетском музее в Каире выставка «Поврежденные и отреставрированные». Ее фотографии специально прислал коллегам-египтологам в Москву новый директор Египетского музея Амер Сайид. Выставка повествует о предметах, похищенных варварами в январе 2011-го и впоследствии вернувшихся в хранилище.
У каждого произведения — своя волнующая история. Например, знаменитую статую фараона Эхнатона (XIV век до нашей эры) воры подбросили, поняв, что продать ее невозможно — она изображена в сотнях каталогов и известна всему миру. Маленький мальчик поставил ее к помойке у Египетского музея... А некоторые похищенные предметы, происходящие из гробницы Тутанхамона (те самые, что были в Москве на выставке в 1973 году), нашли на станции метро «Шубра эль-Хейма»: оттуда позвонили и сообщили, что на лавочке у последнего вагона лежит мешок с вещами из музея...
Самый печальный памятник выставки — фигурка божества без лица. Когда-то это была статуя богини Менкерет, которая несла на руках изображение забальзамированного младенца Тутанхамона. Печаль в том, что у этого сюжета нет скульптурных аналогов. Есть двухмерные изображения, но трехмерных форм нет. Фигурку царя грабители оторвали, пропало и лицо богини, а обрубок потом нашли на задворках парка музея. Воры его просто выкинули по дороге по каким-то причинам. Другие фрагменты не найдены. Может быть, они уже в какой-то частной коллекции...
Фото предоставлено Министерством по делам древностей Египта
У случившейся драмы есть и хорошие следствия. Так, Амер Сайид обратился к общественности — подписать петицию о том, чтобы сгоревшее во время революции здание бывшей правящей партии Египта, построенное на бывших землях музея, снести, а территорию вернуть музею, который нуждается в расширении площадей
Параллельно в Гизе, поблизости от Великих пирамид, достраивается новое здание музея. Это прекрасный норвежский проект, профинансированный специальным фондом японского правительства. Уже работают реставрационные мастерские, помещение для промывки памятников. После завершения строительства сюда перейдет вся коллекция Тутанхамона. А в старом здании на площади Тахрир останется музей египтологии.
Фото предоставлено Министерством по делам древностей Египта
На вопрос, как участвуют в международных проектах по спасению египетского наследия российские специалисты, Солкин ответил:
— После нападения на Египетский музей в 2011 году лишь реставраторы Италии и России предложили свою помощь, и она была с благодарностью принята. Надо ли говорить, каким авторитетом пользуются в мире итальянские специалисты по реставрации художественных памятников. И то, что российские мастера ценятся наравне с ними, говорит о многом. Другие страны — в том числе Франция, Германия, Великобритания — своей помощи не предложили. Кроме того, мы ведем постоянный мониторинг ситуации с культурным наследием Египта. Это важно не только для Египта, но и для России — ведь наследие древнеегипетской цивилизации принадлежит всему человечеству.