Главная Культура 00:43 03 Марта 2017 6184
Отчего перестал кашлять Юрий Башмет

Про фестиваль в Сочи, большую музыку и тех, кто говорит о ней с уважением и без

Сергей Бирюков, Сочи – Москва

В Сочи прошел X Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета. Он не только подвел итоги десятилетия, показав то, что уже смело можно отнести к долговременному вкладу в российскую и мировую культуру. Не только открыл публике неожиданные «сближения» — например, между русской музыкой и китайской, между классикой и роком. Фестиваль также и выявил разрывы — в частности тот, что касается уровня профессионализма (а точнее, непрофессионализма) некоторой части массовой прессы, пишущей об искусстве.

Зимний театр - главная площадка сочинского фестиваля Юрия Башмета

Начнем с того, что старт фестиваля на этот раз выдался как никогда громким, и не узнал о нем в стране разве что самый ленивый: на неофициальное открытие программы 17 февраля прилетел президент Владимир Путин. Говорят, Владимир Владимирович давно хотел посмотреть спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам «Маленького принца» Сент-Экзюпери, рожденный творческим трио музыканта Юрия Башмета, актера Константина Хабенского и режиссера Виктора Крамера. Но в Москве, где эта постановка вошла в репертуар театра «Современник», поймать удобную дату не получалось — а тут все совпало: свободный в президентском графике вечер и любимый Путиным Сочи. Правда, корреспондент «Труда» подлетел в черноморский город лишь на следующий день, на официальное открытие фестиваля. Но в самом внимании к сочинскому представлению мне видится большая символика: тем самым отмечен, говоря модным словом, тренд, рожденный в Сочи — «транскрипции» мировых шедевров, представляющие их новое осмысление и к тому же приспособленные к мобильной гастрольной сцене. Т.е.жанр этот, конечно, существовал и раньше, но именно Башмет стал разрабатывать его с небывалым прежде упорством. Одно из замечательных достижений — спектакль «Фантастическая Кармен», представляющий знаменитую историю любви и ревности в трех плоскостях — оперной, балетной и драматической. Не случайно на нынешнем фестивале, ставшем как бы итоговым за 10 лет, «Кармен» повторили — частично с новыми, а частично с прежними исполнителями, в том числе с вернувшейся на сцену после рождения дочери примой-балериной Большого театра Екатериной Шипулиной.

Не всегда в равной степени постановщикам сопутствовала удача. Многое интересно и остроумно, например, в новом спектакле «Севильский цирюльник» по мотивам знаменитой оперы Россини— в первую очередь парадоксальные инструментальные фантазии композитора Кузьмы Бодрова, отталкивающиеся от приемов, еще лет 40-50 назад предложенных мастером музыкального сарказма Альфредом Шнитке. Но вот драматургия получившегося целого вызвала вопросы: сюжет оперы брошен на середине, дальше на первый план выходят словесные монологи героя в исполнении Евгения Стычкина, где речь уже идет о внутренней драме самого Россини, в 37 лет (роковая цифра!) вдруг «умершего» как оперный композитор, тогда как судьба отвела ему еще 39 лет жизни. Одно с другим соединено не без насилия, и эту, драматургическую сторону, мне кажется, авторам еще предстоит «докрутить». Уж не говорю о том, что хорошо пели лишь двое — Дара Савинова (Розина) и Юрий Городецкий (Альмавива), партии же Фигаро, Бартоло и Базилио оказались на грани провала.

Юрий Башмет и Диана Арбенина на транспарантах фестиваля...

И все же интересного на сцене Зимнего театра и Органного зала — главных традиционных площадок фестиваля — было больше. Как, например, не высказать Башмету благодарность за знакомство с изумительными молодыми виртуозами — французским гобоистом Филиппом Тондре, испанским валторнистом Хосе-Висенте Кастелло, японской фаготисткой Риэ Коямой, вместе с нашим феноменальным кларнетистом из пермского оркестра Теодора Курентзиса Валентином Урюпиным исполнившими Концертную симфонию Моцарта.

А какими новыми красками заиграли песни лидера рок-группы «Ночные снайперы» Дианы Арбениной, когда сопровождать их стал симфонический оркестр Башмета «Новая Россия»! Дуэт Юрия и Дианы волею случая возник два года назад, когда музыканты записывали в соседних студиях новогодние программы и решили попробовать поиграть вместе, чему помог отличный аранжировщик Дмитрий Рябцев.

...и на совместном концерте в Зимнем театре

Так возникла программа «Классика и рок», впервые прозвучавшая в Сочи в 2015-м, а теперь расширенная за счет новых вещей, в том числе отчаянно-драйвовой песни «Очень хотела» с прошлогоднего альбома «Снайперов» «Выживут только влюбленные». (Кстати, буквально на следующий день после сочинского исполнения вышел роскошный черно-белый клип с обнаженной Арбениной на эту песню, который, как рассказала журналисту «Труда» сама певица, зрел у режиссера Юрия Грымова долгих два года.)

Особенной страницей смотра стали гастроли Гонконгского оркестра китайских инструментов под руководством Яна Хюичаня. Это один из лучших в музыкальном мире Поднебесной коллективов, уже вызвавший восторг публики фестиваля «Евразия-2013» в Екатеринбурге. Игра ансамбля из сотни музыкантов впечатляет не только виртуозным совершенством, но удивительно светлой образностью. Может быть, таков репертуарный выбор дирижера, но судя по нему, и старинной, и авангардной музыке китайских авторов не свойственны трагизм и конфликтность, наоборот, она ярко живописна, пейзажна, подчас заразительно юмористична в изображении народной жизни от сельского быта до развеселых праздников, явно проходящих не без употребления «согревающих» напитков. Музыканты даже чокались на сцене маленькими стопочками — что в них было налито, нам осталось неизвестно, но, похоже, темперамента и огня игре это только прибавило.

Китайские виолончель и контрабас выглядят очень экзотически

А какое разнообразие форм и тембров инструментов! Тут и двухструнные эрху — далекие собратья скрипки с волшебным «носовым» звуком. И изящные грушевидные пипы — местные лютни. И маленькие ручные органы, цимбалы, гусли, китайских названий которых я не в состоянии передать. И рожки, неожиданно с совершенно «владимирским» звуком... Эти поразительные перекрестья столь далеких, казалось бы, культур уловил известный композитор Тандун, чей концерт для пипы с европейским оркестром исполнили китайская солистка Бель Шу и ансамбль «Солисты Москвы» Юрия Башмета. А наш автор Александр Чайковский, наоборот, вдохновился китайскими пейзажами XI века в своей Сюите для двух оркестров, европейского и китайского, мировая премьера которой состоялась в Сочи.

Мастер-классы известных вокалистов и инструменталистов для молодых музыкантов. Лекции столичных специалистов по современной поэзии, изобразительному искусству. Выставки к юбилеям композитора Стравинского и пианиста Гилельса. Международная экспозиция видеоарта... Все это и многое другое — тоже сочинский фестиваль, выросший за 10 лет из скромного камерного смотра в артистическую встречу интернационального масштаба.

Дирижеры Юрий Башмет и Ян Хюичань

А еще это событие, в определенном смысле «поставившее на место» высокую творческую и журналистскую тусовку. Речь, правда, не о самом форуме, а о его освещении в прессе. Пока мы, аккредитованные на фестивале журналисты, готовили свои аналитические заметки, одна блогерша, почему-то пользуясь сайтом известного еженедельника, привлекла всеобщее внимание разбитными постами. Стиль примерно такой:

...На сцену вышли Юрий Башмет и глава города Сочи Анатолий Пахомов. Башмет не кашляет — молодец, видимо, бросил курить. Пахомов одет в голубой пиджак и узкие мятые джинсы — отлично, по моде... Заиграли Моцарта. Музыка веселая — композитор умер юным, не успел хлебнуть горя (это об авторе великого «Реквиема» — «Труд»). Пока идет увертюра (в Концертной симфонии нет увертюры — «Труд»), дама с гобоем нетерпеливо облизывает мундштук (на гобое играл мужчина — «Труд»), а затем эта «миниатюрная француженка» (не существующая в природе — «Труд») так и норовит задеть своим инструментом валторниста и фаготиста (вот на фаготе как раз играла «миниатюрная японка» — «Труд»). Публике интересно — заденет ли? (говорил потом со многими слушателями, все выразили восхищение мастерством музыкантов, но никому не было «интересно, заденет ли» — «Труд»).

И в таком духе, с подобными ляпами — обо всем фестивале. Ну, бог с ним, кто чего в интернете не пишет — но эти посты оказались страшно кликабельны! Превзойдя по этому показателю большинство наших «серьезных» публикаций. Взбудоражив аудиторию не только России, но Америки, Израиля, Португалии... Хотя их автор, заговорив в зале с журналистом «Труда», честно призналась, что, например, понятия не имеет о сюжете классической оперы «Мадам Баттерфляй»...

Легче всего было бы сказать девушке, восполняющей недостаток образованности избытком бойкости, «фи». Но не напоминание ли это и нам, «солидным» критикам, о том, что серьезность и зубодробительный академизм — вовсе не синонимы? Что глубину разговора можно и нужно сочетать с яркостью стиля. Что именно так разговаривали с читающей публикой Шуман, Чайковский и другие великие знатоки музыки, когда брались за критическое перо. А возвращаясь к любителям интернет-стеба... Может быть, Юрий Башмет отважится на конференцию в Сети? Допустим, на сайте собственного фестиваля. Ему, опытнейшему артисту, за словом в карман не лезть. Но это уже, наверное, история для следующих фестивалей.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9504
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7197
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?