Главная Культура 02:29 02 Июня 2010 4935
Рената Литвинова: «Свободна, спокойна, делаю то, что хочу»
О работе над фильмом «Последняя сказка Риты» Рената Литвинова рассказала «Труду».
Галицкая Ольга

Рената Литвинова заканчивает новый фильм «Последняя сказка Риты», с успехом представленный недавно в Русском павильоне Каннского фестиваля. Об этой работе Рената Литвинова рассказала «Труду».

 — Рената, все ваши фильмы связаны исключительно с исследованием женского характера, женской судьбы, женского имиджа. Мужчины вас меньше занимают?

— А где вообще мужчины? Они куда-то подевались. В принципе это даже какой-то социальный вопрос. Об этом исследования специальные есть, что на 60% женщин 40% мужчин приходится. На самом же деле еще меньше. Если вычесть женатых, больных, колченогих, алкоголиков, негодящихся — что остается? Жалкая горстка. За ними страшная охота. Поэтому они только и думают, как бы увернуться половчее.

— Из-за них страдают героини «Последней сказки Риты»?

— По сути это одна женщина, но в разные периоды. У нас в фильме все происходящее укладывается в 11 дней, и есть такая особенная, персонифицированная концентрация трех состояний женщины. Их трое и они олицетворяют самое главное — любовь, ненависть и поиск.

— Что с ними происходит?

— О сюжете говорить я пока что не хочу, пусть он остается тайной. Скажу только, что сюжетная интрига есть, у нас там будет много музыки, жанр трудно определить, что-то такое пограничное, немного безумное.

— Вроде фильма «Восемь женщин» Франсуа Озона, который вы отстаивали, когда были членом жюри Берлинского кинофестиваля?

— Обожаю его! Я им говорила тогда, всем моим коллегам по жюри, что вы вот награждаете всякую чепуху, а запомнится только эта картина. О том, какой фильм у меня получится, пока рано говорить. Я только еще приступаю к монтажу и озвучанию. Материала много и он меня очень вдохновляет.

— С вами снялись Татьяна Друбич и Ольга Кузина. Как вы их выбирали?

— Таню Друбич я знаю много лет и всегда хотела ее снимать. У меня вообще нет случайных людей, все выстраданные, все возникли не просто так. Оля Кузина у меня пробовалась, когда я снимала «Богиню». Она прекрасная театральная актриса, играла в «Горе от ума» у Олега Меньшикова, очень содержательная, неизрасходованная. Для меня важно находить вот таких, не растративших энергию людей.

— Какую часть женской души воплощает в вашем фильме Татьяна Друбич?

— Героиня Тани Друбич находится в состоянии страшного раздрайва, то есть одновременно раздрая и драйва от этого. Таня играет женщину, которую прибивает ненависть. Она ненавидит своего бывшего мужчину. Его сыграл Сергей Дебижев. Хорошая роль. Все время лежал в кровати, играл в карты, щелкал пультом. То есть воплощал финальную стадию отношений мужчины и женщины. В смысле лежал в кровати неактивно. А мужа героини Оли Кузиной, навсегда в него влюбленной, изобразил Коля Хомерики. Потрясающий артист оказался.

— Не пытался быть на площадке режиссером?

— Он был взят в эксплуатацию как артист и не мог позволить себе вмешиваться. Иногда, конечно, по-режиссерски как-то возбуждался, придумывал всякие решения. Главное, он соратник. Люди, которые понимают, что такое снимать кино, как тяжело это делать, они большие соратники. Мне нравится иметь дело с личностями. Я понимаю, что есть тренированные, интересные артисты, но все время хочется чего-то такого уникального, это сейчас дороже всего, когда человек сконцентрирован на чем то, не похож ни на кого. С трудом представляю, кто бы мог сыграть мужа Тани, например, хотя перебирала много разных известных артистов.

— Сергей Дебижев тоже режиссер. В конкурсе Кинотавра будет его фильм «Золотое сечение», где вы снимались. Он вам понравился?

— Я пока не видела. Но вообще у меня там совсем небольшая роль. Это просто дружеское участие, я так это называю. В принципе, я же не считаю как артисткой, не вижу себя в этой ипостаси. Если только роль меня не завораживает. Например, как ведьма в «Волшебном кубке». Вот это был действительно подарок. Там я сама писала себе монологи, сама придумывала костюмы. Тот случай, когда принимаешь участие в блокбастере и получаешь от этого удовольствие. Тем более это сказка, я их сама люблю. Всегда настаиваю на том, что если веришь в чудеса, то они у тебя сбудутся.

— Смысл жизни в чудесах?

— Смысла жизни нет. Каждый назначает его себе сам. Я себе назначаю смысл жизни — искать. Моя Рита в «Последней сказке» говорит: я ищу встреч, расставаний и своего единственного. Она женщина с историей и биографией. С перерезанным горлом ходит все время, когда-то ей его перерезали. То ее выбрасывают из машины на полном ходу. Но она неубиваемая, она ищет встречи, верит, что встретит свою любовь и пока она ее не найдет, с ней ничего не может случиться. Некий мистический персонаж.

— Почему так долго приходится искать? Неужели вокруг совсем нет мужчин?

— Есть, конечно. У меня их там целая россыпь, все разные, японец есть и даже один поэт. Кого-то я отвергаю, кто-то отвергает меня и нехорошо поступает.

— Для необычного фильма и костюмы нужны необыкновенные. Наверное, пригодилось, что у вас теперь есть своя модная линия?

— Это совсем другая история: просто было предложение от одного брэнда — сделать свою коллекцию на каждый день для работающей женщины, вещи очень элегантные, качественные, но сдержанные по ценам. А у фильма свой художник по костюмам, мы с ней вместе сочиняли костюмы для героинь, они такие полусказочные. Выгребали из шкафов, покупали ткани, шили. Мне не нравится унылое бытовое кино. Почему-то русское кино всегда ассоциируется с чем-то очень приземленным, некрасивым, мрачным. Мне ближе Михаил Калатозов, который снимал «Летят журавли» — единственный наш фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, — как очень реальную историю, при этом совершенно не бытовую. Кино — это все-таки не жизнь, это что-то над ней, вторая реальность, другой мир, который ты сам придумываешь, совсем особенный.

— Этот свой мир вы творите сейчас без помощи крупных продюсеров, а ведь наверняка многие захотели бы вас поддержать. Почему вы решились все делать полностью самостоятельно?

— Почему я снимаю независимо? Потому что, рассказывая свои сюжеты, я не хочу ни в чем сдерживаться, не хочу ни перед кем отчитываться. В каком-то смысле я вижу столько всего нормального, что для меня это скорее как оскорбление. Мне в этом скучно. Сейчас я свободна, спокойна, делаю то, чего хочу. Хотя в России ситуация тяжелая с артхаусом, нам не такие уж большие деньги понадобились, чтобы запуститься. Съемочная группа совсем молодая, в основном из выпускников ВГИКа, для многих это дебют в профессии. Вот композитор у нас не дебютант — Земфира Рамазанова. Нам интересно вместе и нравится заниматься свободным творчеством.

— Можно и закончив съемки, найти серьезных партнеров для завершения фильма. Вы не думали об этом?

— Я так воспитана, что надо сначала закончить работу, а потом уже ее предлагать купить. Меня шокирует, когда еще ничего толком не сделано, а уже начинают продавать. Вдруг ничего не выйдет, вообще окажется черт знает что, а ты уже повязан какими-то договоренностями и долгами? Я решила себя не ограничивать никакими обязательствами, не вступать ни в какие объяснения. Бывает прекрасная безответственность, когда ты получаешь удовольствие от самого процесса. Я уже счастлива своей работой. А если все получится, как хотелось, и найдутся зрители, которым наш фильм понравится — это будет высшее счастье.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9639
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7247
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?