Рената Литвинова: «Свободна, спокойна, делаю то, что хочу»

О работе над фильмом «Последняя сказка Риты» Рената Литвинова рассказала «Труду».

Рената Литвинова заканчивает новый фильм «Последняя сказка Риты», с успехом представленный недавно в Русском павильоне Каннского фестиваля. Об этой работе Рената Литвинова рассказала «Труду».

 — Рената, все ваши фильмы связаны исключительно с исследованием женского характера, женской судьбы, женского имиджа. Мужчины вас меньше занимают?

— А где вообще мужчины? Они куда-то подевались. В принципе это даже какой-то социальный вопрос. Об этом исследования специальные есть, что на 60% женщин 40% мужчин приходится. На самом же деле еще меньше. Если вычесть женатых, больных, колченогих, алкоголиков, негодящихся — что остается? Жалкая горстка. За ними страшная охота. Поэтому они только и думают, как бы увернуться половчее.

— Из-за них страдают героини «Последней сказки Риты»?

— По сути это одна женщина, но в разные периоды. У нас в фильме все происходящее укладывается в 11 дней, и есть такая особенная, персонифицированная концентрация трех состояний женщины. Их трое и они олицетворяют самое главное — любовь, ненависть и поиск.

— Что с ними происходит?

— О сюжете говорить я пока что не хочу, пусть он остается тайной. Скажу только, что сюжетная интрига есть, у нас там будет много музыки, жанр трудно определить, что-то такое пограничное, немного безумное.

— Вроде фильма «Восемь женщин» Франсуа Озона, который вы отстаивали, когда были членом жюри Берлинского кинофестиваля?

— Обожаю его! Я им говорила тогда, всем моим коллегам по жюри, что вы вот награждаете всякую чепуху, а запомнится только эта картина. О том, какой фильм у меня получится, пока рано говорить. Я только еще приступаю к монтажу и озвучанию. Материала много и он меня очень вдохновляет.

— С вами снялись Татьяна Друбич и Ольга Кузина. Как вы их выбирали?

— Таню Друбич я знаю много лет и всегда хотела ее снимать. У меня вообще нет случайных людей, все выстраданные, все возникли не просто так. Оля Кузина у меня пробовалась, когда я снимала «Богиню». Она прекрасная театральная актриса, играла в «Горе от ума» у Олега Меньшикова, очень содержательная, неизрасходованная. Для меня важно находить вот таких, не растративших энергию людей.

— Какую часть женской души воплощает в вашем фильме Татьяна Друбич?

— Героиня Тани Друбич находится в состоянии страшного раздрайва, то есть одновременно раздрая и драйва от этого. Таня играет женщину, которую прибивает ненависть. Она ненавидит своего бывшего мужчину. Его сыграл Сергей Дебижев. Хорошая роль. Все время лежал в кровати, играл в карты, щелкал пультом. То есть воплощал финальную стадию отношений мужчины и женщины. В смысле лежал в кровати неактивно. А мужа героини Оли Кузиной, навсегда в него влюбленной, изобразил Коля Хомерики. Потрясающий артист оказался.

— Не пытался быть на площадке режиссером?

— Он был взят в эксплуатацию как артист и не мог позволить себе вмешиваться. Иногда, конечно, по-режиссерски как-то возбуждался, придумывал всякие решения. Главное, он соратник. Люди, которые понимают, что такое снимать кино, как тяжело это делать, они большие соратники. Мне нравится иметь дело с личностями. Я понимаю, что есть тренированные, интересные артисты, но все время хочется чего-то такого уникального, это сейчас дороже всего, когда человек сконцентрирован на чем то, не похож ни на кого. С трудом представляю, кто бы мог сыграть мужа Тани, например, хотя перебирала много разных известных артистов.

— Сергей Дебижев тоже режиссер. В конкурсе Кинотавра будет его фильм «Золотое сечение», где вы снимались. Он вам понравился?

— Я пока не видела. Но вообще у меня там совсем небольшая роль. Это просто дружеское участие, я так это называю. В принципе, я же не считаю как артисткой, не вижу себя в этой ипостаси. Если только роль меня не завораживает. Например, как ведьма в «Волшебном кубке». Вот это был действительно подарок. Там я сама писала себе монологи, сама придумывала костюмы. Тот случай, когда принимаешь участие в блокбастере и получаешь от этого удовольствие. Тем более это сказка, я их сама люблю. Всегда настаиваю на том, что если веришь в чудеса, то они у тебя сбудутся.

— Смысл жизни в чудесах?

— Смысла жизни нет. Каждый назначает его себе сам. Я себе назначаю смысл жизни — искать. Моя Рита в «Последней сказке» говорит: я ищу встреч, расставаний и своего единственного. Она женщина с историей и биографией. С перерезанным горлом ходит все время, когда-то ей его перерезали. То ее выбрасывают из машины на полном ходу. Но она неубиваемая, она ищет встречи, верит, что встретит свою любовь и пока она ее не найдет, с ней ничего не может случиться. Некий мистический персонаж.

— Почему так долго приходится искать? Неужели вокруг совсем нет мужчин?

— Есть, конечно. У меня их там целая россыпь, все разные, японец есть и даже один поэт. Кого-то я отвергаю, кто-то отвергает меня и нехорошо поступает.

— Для необычного фильма и костюмы нужны необыкновенные. Наверное, пригодилось, что у вас теперь есть своя модная линия?

— Это совсем другая история: просто было предложение от одного брэнда — сделать свою коллекцию на каждый день для работающей женщины, вещи очень элегантные, качественные, но сдержанные по ценам. А у фильма свой художник по костюмам, мы с ней вместе сочиняли костюмы для героинь, они такие полусказочные. Выгребали из шкафов, покупали ткани, шили. Мне не нравится унылое бытовое кино. Почему-то русское кино всегда ассоциируется с чем-то очень приземленным, некрасивым, мрачным. Мне ближе Михаил Калатозов, который снимал «Летят журавли» — единственный наш фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, — как очень реальную историю, при этом совершенно не бытовую. Кино — это все-таки не жизнь, это что-то над ней, вторая реальность, другой мир, который ты сам придумываешь, совсем особенный.

— Этот свой мир вы творите сейчас без помощи крупных продюсеров, а ведь наверняка многие захотели бы вас поддержать. Почему вы решились все делать полностью самостоятельно?

— Почему я снимаю независимо? Потому что, рассказывая свои сюжеты, я не хочу ни в чем сдерживаться, не хочу ни перед кем отчитываться. В каком-то смысле я вижу столько всего нормального, что для меня это скорее как оскорбление. Мне в этом скучно. Сейчас я свободна, спокойна, делаю то, чего хочу. Хотя в России ситуация тяжелая с артхаусом, нам не такие уж большие деньги понадобились, чтобы запуститься. Съемочная группа совсем молодая, в основном из выпускников ВГИКа, для многих это дебют в профессии. Вот композитор у нас не дебютант — Земфира Рамазанова. Нам интересно вместе и нравится заниматься свободным творчеством.

— Можно и закончив съемки, найти серьезных партнеров для завершения фильма. Вы не думали об этом?

— Я так воспитана, что надо сначала закончить работу, а потом уже ее предлагать купить. Меня шокирует, когда еще ничего толком не сделано, а уже начинают продавать. Вдруг ничего не выйдет, вообще окажется черт знает что, а ты уже повязан какими-то договоренностями и долгами? Я решила себя не ограничивать никакими обязательствами, не вступать ни в какие объяснения. Бывает прекрасная безответственность, когда ты получаешь удовольствие от самого процесса. Я уже счастлива своей работой. А если все получится, как хотелось, и найдутся зрители, которым наш фильм понравится — это будет высшее счастье.