Рената Литвинова заканчивает новый фильм «Последняя сказка Риты», с успехом представленный недавно в Русском павильоне Каннского фестиваля. Об этой работе Рената Литвинова рассказала «Труду».
— Рената, все ваши фильмы связаны исключительно с исследованием женского характера, женской судьбы, женского имиджа. Мужчины вас меньше занимают?
— А где вообще мужчины? Они
—
— По сути это одна женщина, но в разные периоды. У нас в фильме все происходящее укладывается в 11 дней, и есть такая особенная, персонифицированная концентрация трех состояний женщины. Их трое и они олицетворяют самое главное — любовь, ненависть и поиск.
— Что с ними происходит?
— О сюжете говорить я пока что не хочу, пусть он остается тайной. Скажу только, что сюжетная интрига есть, у нас там будет много музыки, жанр трудно определить,
— Вроде фильма «Восемь женщин» Франсуа Озона, который вы отстаивали, когда были членом жюри Берлинского кинофестиваля?
— Обожаю его! Я им говорила тогда, всем моим коллегам по жюри, что вы вот награждаете всякую чепуху, а запомнится только эта картина. О том, какой фильм у меня получится, пока рано говорить. Я только еще приступаю к монтажу и озвучанию. Материала много и он меня очень вдохновляет.
— С вами снялись Татьяна Друбич и Ольга Кузина. Как вы их выбирали?
— Таню Друбич я знаю много лет и всегда хотела ее снимать. У меня вообще нет случайных людей, все выстраданные, все возникли не просто так. Оля Кузина у меня пробовалась, когда я снимала «Богиню». Она прекрасная театральная актриса, играла в «Горе от ума» у Олега Меньшикова, очень содержательная, неизрасходованная. Для меня важно находить вот таких, не растративших энергию людей.
— Какую часть женской души воплощает в вашем фильме Татьяна Друбич?
— Героиня Тани Друбич находится в состоянии страшного раздрайва, то есть одновременно раздрая и драйва от этого. Таня играет женщину, которую прибивает ненависть. Она ненавидит своего бывшего мужчину. Его сыграл Сергей Дебижев. Хорошая роль. Все время лежал в кровати, играл в карты, щелкал пультом. То есть воплощал финальную стадию отношений мужчины и женщины. В смысле лежал в кровати неактивно. А мужа героини Оли Кузиной, навсегда в него влюбленной, изобразил Коля Хомерики. Потрясающий артист оказался.
— Не пытался быть на площадке режиссером?
— Он был взят в эксплуатацию как артист и не мог позволить себе вмешиваться. Иногда, конечно,
— Сергей Дебижев тоже режиссер. В конкурсе Кинотавра будет его фильм «Золотое сечение», где вы снимались. Он вам понравился?
— Я пока не видела. Но вообще у меня там совсем небольшая роль. Это просто дружеское участие, я так это называю. В принципе, я же не считаю как артисткой, не вижу себя в этой ипостаси. Если только роль меня не завораживает. Например, как ведьма в «Волшебном кубке». Вот это был действительно подарок. Там я сама писала себе монологи, сама придумывала костюмы. Тот случай, когда принимаешь участие в блокбастере и получаешь от этого удовольствие. Тем более это сказка, я их сама люблю. Всегда настаиваю на том, что если веришь в чудеса, то они у тебя сбудутся.
— Смысл жизни в чудесах?
— Смысла жизни нет. Каждый назначает его себе сам. Я себе назначаю смысл жизни — искать. Моя Рита в «Последней сказке» говорит: я ищу встреч, расставаний и своего единственного. Она женщина с историей и биографией. С перерезанным горлом ходит все время,
— Почему так долго приходится искать? Неужели вокруг совсем нет мужчин?
— Есть, конечно. У меня их там целая россыпь, все разные, японец есть и даже один поэт.
— Для необычного фильма и костюмы нужны необыкновенные. Наверное, пригодилось, что у вас теперь есть своя модная линия?
— Это совсем другая история: просто было предложение от одного брэнда — сделать свою коллекцию на каждый день для работающей женщины, вещи очень элегантные, качественные, но сдержанные по ценам. А у фильма свой художник по костюмам, мы с ней вместе сочиняли костюмы для героинь, они такие полусказочные. Выгребали из шкафов, покупали ткани, шили. Мне не нравится унылое бытовое кино.
— Этот свой мир вы творите сейчас без помощи крупных продюсеров, а ведь наверняка многие захотели бы вас поддержать. Почему вы решились все делать полностью самостоятельно?
— Почему я снимаю независимо? Потому что, рассказывая свои сюжеты, я не хочу ни в чем сдерживаться, не хочу ни перед кем отчитываться. В
— Можно и закончив съемки, найти серьезных партнеров для завершения фильма. Вы не думали об этом?
— Я так воспитана, что надо сначала закончить работу, а потом уже ее предлагать купить. Меня шокирует, когда еще ничего толком не сделано, а уже начинают продавать. Вдруг ничего не выйдет, вообще окажется черт знает что, а ты уже повязан