Послание президента России Федеральному собранию — кремлевская традиция с 2000 года. За полтора десятилетия сформировался не только ритуал, но и целая наука. Появились люди, умеющие слышать и слова, и интонации. Традиционно накануне события в СМИ делятся сведениями «из надежных источников», какие темы президент вынесет в главные. Редко когда все эти толкования и прогнозы совпадают с реальностью, но здесь важнее сам процесс...
В этом году предчувствия по кабинетам бродили тревожные. После того как было объявлено, что из-за подготовки Послания Владимир Путин не полетел на прощание с Фиделем в Гавану, пошли разговоры: прозвучит нечто особенное. То ли про отставку правительства (этот прогноз возникает с той же регулярностью, как в метеосводках после заморозков обещают оттепель). То ли про другие подвижки во власти. То ли про новые факты коррупции и меры по ее искоренению — в контексте недавнего ареста экс-министра Улюкаева. Тут, думаю, кое-кто взгрустнул, задумался о «допровской корзинке».
Но вот Послание оглашено, и тем, кто сильней обычного напрягся, можно расслабиться. Пока, во всяком случае. Никаких острых фактов и грозных предостережений не прозвучало. Напротив. Судя по обширному перечислению сделанного и достигнутого, президент в целом доволен правительством и Центробанком, а назначение новым министром экономразвития молодого птенца ВШЭ говорит о том, что либеральный экономический курс власть менять не собирается.
Послание проникнуто подчеркнутым миролюбием — и по поводу международной обстановки, и в адрес истеблишмента. Рычащее слово «коррупция», в прежние времена звучавшее многократно и грозно, на сей раз было произнесено однажды, да и то в том смысле, что силовикам не стоит устраивать шум вокруг случаев высокопоставленного мздоимства: «Хочу обратить, уважаемые коллеги, ваше внимание на это и сказать, что борьба с коррупцией — это не шоу...» С этим трудно спорить, но есть опасность, что уважаемые коллеги, расценив намек президента на свой лад, окончательно уберут под ковер подробности тех самых резонансных дел, которые имеют обыкновение громко начинаться и тихо заканчиваться.
Послание было выстроено нетрадиционно. Обычно Путин начинал с базовых вещей — экономика, международная обстановка, внутренняя политика, а затем уже спускался к «надстройке» — социальным и гуманитарным проблемам. На этот раз президент начал с проблем духовных, а не материальных. Хотя связь между ними такая, что разложить по полочкам не получается. Вот, например, о патриотизме. «Граждане объединились вокруг патриотических ценностей не потому, что всем довольны, что все их устраивает. Нет, трудностей и проблем сейчас хватает. Но есть понимание их причин, а главное, уверенность, что вместе мы их обязательно преодолеем».
Дальше президент заговорил о справедливости и несправедливости. Кстати, в Послании слово «справедливость» прозвучало еще несколько раз и вовсе не потому, что с этой социальной и нравственной категорией в российском обществе порядок. Словно в подтверждение глава государства напомнил о грядущей 100-летней годовщине двух русских революций, которые стали возможными из-за дефицита справедливости в царской России.
Он также предупредил о недопустимости расколов внутри общества и напомнил, чем кончаются общественные разломы и конфликты в других странах. Намек на Украину достаточно прозрачный, хотя и других примеров в мире хватает. Я же обратил внимание на то, что ни разу само слово «Украина» не прозвучало. То ли усталость от него, то ли аллергия, а может, и то и другое.
Впрочем, для российского слушателя сегодня важнее такие темы, как повышение рождаемости и снижение смертности, проблемы в медицине и образовании. И здесь Путин сделал важные акценты. Например, вдруг прозвучала цитата из Дмитрия Лихачева о необходимости «воспитания нравственного человека». Надо заметить, что после того как система просвещения у нас превратилась в рынок образовательных услуг, о роли школы в воспитании подрастающего поколения говорить как-то не принято. К чему это привело, мы видим чуть ли не в ежедневных сообщениях о ЧП и трагедиях из жизни подростков. А в призыве президента вернуть интерес детей к культуре и истории, а также научить их самостоятельно мыслить можно расслышать намек на механизированную систему ЕГЭ, которая убивает в школьниках способность к рассуждению и анализу. На телеэкране было видно, как удовлетворенно закивала при этих словах министр образования Ольга Васильева.
Волонтеры, животные (домашние и бродячие), экология... Лишь после всего этого президент заговорил об экономике. И тут свои нюансы. Например, настойчиво прозвучало подзабытое словосочетание «реальный сектор». Правда, как оно «рифмуется» с установками экономического блока в правительстве, я не понял. Всплыло и понятие облигационных займов как инструмента внутренней инвестиции. Известно, что в кабинете Медведева признают два варианта денежных притоков: продажа госсобственности и иностранные кредиты. А тут вдруг облигации...
В абзаце с традиционным уже призывом менять структуру российской экономики президент подчеркнул: «Необходимы не абстрактные сценарии, в которых от нас мало что зависит, а профессиональный, выверенный прогноз развития». Как тут не вспомнить регулярные заявления министров по поводу того, достигла наша экономика дна или все еще к этому стремится. Другие сценарии — ни абстрактные, ни, тем более, конкретные, на память не приходят.
Международная часть Послания вышла на удивление спокойной и короткой. Главный посыл: мы — мирные люди, врагов не ищем, а ищем друзей и готовы принять участие в решении мировых проблем. И главное: мы не допустим никакого внешнего давления. Будем развивать евразийское партнерство, готовы нормально разговаривать с государствами ЕС и ждем позитивных сигналов от новой американской администрации.
В целом оценивая прозвучавшее Послание, еще раз подчеркнем его тон — спокойный и миролюбивый. В речи почти не было привычных путинских ярких образов и крылатых фраз. Зато появились такие слова, как «рента», «облигации», «реальный сектор». Главные вызовы и проблемы обозначены внутри страны, а значит, мы больше не зацикливаемся на внешних санкциях, не ссылаемся на них, когда что-то в стране не получается и валится из рук. Если что, сами виноваты.
P.S. Как всегда, припас Владимир Путин и подходящую цитату. На этот раз из русского философа Алексея Лосева. Думаю, опытные топ-менеджеры уже послали своих помощников в книжные магазины в раздел русской философии — чтобы не выбиваться из общего тренда...