В группе наставников, которую телевизионщики подобрали для проекта «Голос», 26‑летняя Пелагея оказалась самой молодой. Наряду с Александром Градским, Леонидом Агутиным и Димой Биланом девушка слушает конкурсантов и тех, кто привлек внимание, отбирает к себе в команду. Эта команда потом будет соревноваться с командами других наставников. Несмотря на то что Пелагея младше иных своих подопечных, опыта у нее предостаточно. Уже в 10 лет она прогремела на всю страну, победив в конкурсе «Утренняя звезда».
– Поля, что больше всего зацепило вас в проекте «Голос»?
– Одним из самых важных моментов для меня был и остается фактор честности – чтобы не было так называемых блатных и никто бы никого не лоббировал. Пока меня безумно радует, что все действительно по-настоящему. На этапе прослушиваний вслепую мы, например, не взяли в проект нескольких известных певцов и – очень жаль! – одного совершенно уникального самородка, как раз подумав, что он слишком профессионален. Были знакомые, которых мы не узнали и тоже не выбрали... В общем, неожиданностей много. Но общее впечатление от проекта суперпозитивное. Это прекрасная возможность для певцов показать себя на главном канале страны, то есть на весь мир. А еще совершенно не важно, как ты выглядишь, сколько весишь, сколько тебе лет, есть ли у тебя знакомые в шоу-бизнесе и сколько у тебя денег. Ну не чудо ли? То, что на проекте все звучит вживую, с одного дубля, – тоже очень важный момент, едва ли не уникальный для всего российского ТВ. Проект амбициозный, и я уверена, он будет самым рейтинговым в нашей стране. Уже после первых выпусков мне стали звонить люди, которые давно не смотрят телевизор, со словами: «Ну все, теперь пятничные вечера мы проводим перед теликом». Это ли не показатель?
– И то правда – от хороших голосов на эстраде мы как-то отвыкли...
– Да, и одно из моих опасений, мучавших до начала проекта, – что общий уровень вокалистов на нашем отборе будет не таким высоким. Тем приятнее было мне ошибиться: почти из 150 человек, которых мы прослушали вслепую, ну максимум человек семь-десять были откровенно слабыми. Все остальные показали очень высокий уровень вокального мастерства – не важно, с серьезным ли музыкальным образованием или же просто с голосом от Бога. Так что вот мое предложение: сделать на поп-сцене перезагрузку – половину, а может, и большую часть артистов нашей эстрады заменить молодыми, реально талантливыми и музыкальными людьми с «Голоса».
– Это вам вряд ли удастся. Но к вашему-то голосу вопросов никогда не было. Еще в 1998‑м, когда вам было 11 лет, вы выступили у Диброва в «Антропологии», страна услышала и ахнула. А какие процедуры приходится проделывать, чтобы поддерживать голос?
– Все самые важные процедуры делает мой бессменный врач-фониатр, по совместительству личный психиатр Лев Борисович Рудин. Он очень талантливый доктор. Я всегда говорю, что нам, артистам, людям с гиперподвижной психикой, необходим именно фониатр-психиатр, чтобы и успокоил, и заливки на связки сделал.
– Кстати, в том давнем эфире вы самокритично признались Дмитрию Диброву, что с вами случаются приступы лени. Сейчас-то они прошли?
– Нет, к сожалению. Моя собственная лень – до сих пор мой самый главный враг. До сих пор с ней борюсь. И результаты есть.
– Психологи говорят, что люди, пережившие славу в детстве, сталкиваются с теми же психологическими проблемами, что и люди, пережившие войну. По вашему цветущему виду никак не скажешь, что вы войну пережили...
– Так у меня была не война пережита, а мир! После прекрасного детства, когда пришла пора взрослеть, я, в отличие от многих моих друзей, не столкнулась с проблемой, чем заниматься в жизни. А это важнейший выбор. Я просто стала развивать то, что было намечено в детстве. И никакой славы я не чувствовала.
– Летом я видел вас в «Лужниках» на концерте Red Hot Chili Peppers. Часто ходите на заезжих гастролеров? Подметили что-нибудь интересное для себя?
– Да, стараюсь ходить на концерты иностранных звезд, тех, кто гарантированно будет интересен и выступает на отличном профессиональном уровне. За последний год меня поразил один концерт – Эрики Баду. Это было что-то невероятное! Гениальная работа осветителя, который ловил каждый взмах ее руки, иллюстрировал слова ее песен закатами и рассветами. Отменные музыканты, существующие как единый организм. И, конечно, она... Удивительная певица, суперженственная, очень профессиональная, невероятно талантливая. В общем, я до сих пор под впечатлением, а это, мне кажется, одна из важнейших задач артиста – оставить теплый след в душе зрителя на долгое время.
– Дуэт с лидером «Океана Эльзы» Святославом Вакарчуком, с которым, знаю, вы мечтаете спеть, пока так и не оформился?
– Всему свое время. Не люблю форсировать события и чересчур раскачивать энергетический маятник: что придет, то придет. Тем более если это касается совместного творчества.
– Помимо «Голоса» вы активно готовитесь к новому сольному концерту. Программа называется «Вишневый сад», афиша вышла очень запоминающейся – вы там в образе кого-то из дочерей Раневской...
– Нет, это я в своем образе. Там даже платье мое. А вообще это образ русской женщины, входящей в сад. Со всеми последующими аллегориями: от красоты, в которую она входит, до страшной неизвестности, которая ее там ждет. Мы будем исполнять романсы. Вишневый сад в наших романсах символизирует любовь. А вся программа «Вишневый сад» – это опять же образ России, как ни крути. Которую мы вот-вот, как Раневская, можем проспать или прокутить. И будет поделен и продан этот уголок рая. Если вовремя не остановиться, не обернуться в прошлое, не посмотреть, что мы уже сделали не так и что нужно сделать так, чтобы сад цвел и давал плоды.
– «Вишневый сад» – это поклон нашей литературной классике?
– Это поклон нашей великой культуре. Нашим вечным вопросам и вечным страданиям от них. Странному русскому характеру, который сочетает в себе сострадание к ближнему и равнодушие к себе и к России. Мы опять (как всегда это происходит с группой «Пелагея») не просто делаем новую программу, а задаемся большими вопросами: о нашей роли в истории, о том, что мы потеряли, а что с нами навсегда. Мы не пытаемся морализировать со сцены, просто хотим немного встряхнуть людей и послать им хороший заряд энергии. В общем, увидите то, что мы получили, работая над своим садом.
– Будучи самой задорной артисткой на российской музыкальной сцене, вы наверняка не стали бы пускать слезу по утраченному вишневому саду...
– Я такой же человек, как и все. Так же страдаю, так же разочаровываюсь в людях и в себе, так же теряюсь от невзгод. Но во мне живет программа: изо всего выходить с улыбкой. Позитив и активная жизненная позиция – это то, что я стараюсь в себе развивать и к чему нас звал Чехов, описывая бессмысленную леность и безответственность.
Досье
Фолк-рок-певица.
Родилась в Новосибирске, мать Светлана Ханова – джазовая певица, режиссер. Училась в спецшколах при Новосибирской консерватории и Академии имени Гнесиных (Москва), окончила эстрадный факультет РАТИ (ГИТИС) в 2005 году.
На эстраде с четырех лет. Выступив в суперконкурсе победителей шоу «Утренняя звезда», завоевала звание «Лучший исполнитель народной песни в России 1996 года».
Участница международной программы ООН «Новые имена планеты».
Пела по приглашению организаторов на саммите Ельцина, Коля и Ширака в 1998 году.
В 1999‑м была приглашена Мстиславом Ростроповичем на его фестиваль в Швейцарии.
В 2000 году создала группу, которой дала свое имя. Выпустила альбомы «Пелагея» (2003), «Девушкины песни» (2007), «Сибирский драйв» (2009), «Тропы» (2010).