Среди всех номинантов, включая телевизионные, это самая легкая, ироничная и жизнеутверждающая картина. В ней нет смерти, крови и трупов, сумасшедшего дома и яростной борьбы между Богом и дьяволом, как в «Анне Карениной» (Сергей Соловьев), «Палате № 6» (Карен Шахназаров), «Пете по дороге в Царствие Небесное» (Николай Досталь), «Царе» (Павел Лунгин). Несмотря на веселый и неожиданный финал, вся церемония от первого до последнего слова напоминала драматургию Чехова, где смешное кажется грустным, трагическое — нелепым и мало кто понимает, почему «Вишневый сад» — комедия.
Да и звезды так совпали, что «Золотой орел» проходил именно в тот день, когда 150 лет назад родился Антон Павлович. Чехов, как сказал в своей благодарственной речи по поводу победы в номинации «Лучшая мужская роль в кино» Богдан Ступка, помог ему добыть эту премию, а потом уже создатель «Тараса Бульбы» Гоголь. Чехова перефразировал Евгений Миронов, вручая сценаристу фильма «Стиляги» Юрию Короткову «Золотого орла»: «С хорошими сценариями мы увидим небо в алмазах, а не только «Яйца судьбы». Только
Молодые и четко обученные актеры — ведущие церемонии, как наемники армии, сменяли друг друга. Все спорили, что лучше: хорошо говорить или не уметь говорить. Тот, кто признавал себя «косноязычным», был уверен в том, что он — хороший актер, как на это намекала Виктория Толстоганова. А те, кто прокомментировал свою победу, проявляли скромность или ерничали. Наталья Негода, получившая «Золотого орла» за роль в фильме «Бубен, барабан», посвятила ее всем, кто умеет и будет ждать. Она сама умеет, и вот результат. Богдан Ступка поблагодарил Чехова, Гоголя, режиссера Бортко и каскадеров, благодаря которым он так «красиво скакал на лошади».
И, наконец, второй раз академики признали лучшим режиссером Карена Шахназарова, который, конечно же, этого не ждал и всю вину свалил на автора «Палаты № 6».
В этот вечер Никита Михалков был настроен лирически. Сидя на ступеньках, читал стихи Пастернака — и так душевно читал, — а потом целовал ручку французской актрисе Анук Эме, вручая ей «Золотого орла» за вклад в мировой кинематограф: Вот только романтическую ноту, заданную Михалковым, невольно испортила его женщина по вскрытию главного конверта «Лучший игровой фильм» актриса Людмила Чурсина, которая в конце своей неподготовленной речи произнесла очень точное определение: «Смеркалось». А следом режиссер лучшего игрового фильма Валерий Тодоровский прокричал ура торжеству легкого жанра в российском кино.