На многострадальной многократно просроченной стройке Большого театра оживление. Ее посетили министр культуры Александр Авдеев и глава межведомственной группы по реконструкции, заместитель главы администрации президента Александр Беглов. Завершат ли работы к последнему названному сроку - октябрю 2011 года? На этот вопрос "Труду" отвечает главный госзаказчик работ.
- Почему все-таки реконструкция так затянулась?
- Заданные изначально три года - совершенно нереальный срок. Особенно для тех тяжелых конструкционных решений, которые были приняты в 2004-2005 годах. Еще весной 2001 года на совместной коллегии Министерства культуры и Госстроя России по Большому театру было принято решение, что нельзя уходить под землю ниже 9-12 метров. Но в итоге все сделали по-другому. Утвердили проект, по которому вырыли котлован до 22 метров.
- А откуда все-таки эта цифра - три года?
- Политика вмешалась. Это идет еще от господина Касьянова, который собирался стать президентом. А для этого нужны громкие проекты. Даже гендиректора театра Иксанова пытались убедить сделать реконструкцию без остановки работы театра. Даже если бы приняли тот вариант подземного пространства, который мы предлагали, и то меньше чем в пять лет никак не уложились бы. Театр Станиславского и Немировича-Данченко мы строили 5,5 года. Новую сцену Большого театра - 7 лет. И то на Новой сцене, я считаю, не удалось достичь всего, чего хотелось. Зал тесноват - 900 мест, а надо хотя бы 1300. Карманы сцены малы, артистам неудобно. Но условия диктовала окружающая историческая застройка.
- Наверное, кризис повлиял?
- Министр экономического развития Эльвира Набиуллина нашла возможность выделить необходимые средства на 2009 год, превышающие в два раза сумму предыдущего года, и одновременно призвала к максимальной экономии. Я сам убежден, что реконструкция обойдется государству излишне дорого. В 2005 году предшественник Набиуллиной Герман Греф предлагал уложиться в 15 млрд. рублей, потом сумму увеличили до 21,6 млрд. Мы ищем любую возможность сокращения расходов. В начале года изменили контракт с немецкой фирмой "Бош-Рексрот", оставив за ними только то, что они умеют лучше всего, - гидравлику и связанную с ней механику сцены. На остальное объявили дополнительный тендер.
- А не проще ли было бы снести театр, как говорится, до основания? Как англичане свой Ковент-Гарден или как мы гостиницу "Москва".
- Молодой человек, да вы потенциальный уголовник - такое предлагать. Снос "Москвы", кстати, вопиюще неправильное дело. Знаете, какая там кладка была! При Сталине же строили, теперь еле сломали. Мы проводили реконструкцию в 1974 году, и сейчас надо было ее сделать, а не ломать. Ну а тут... Вы вслушайтесь в эти два слова: "Большой театр"! Если не ощущаете их смысла, то почитайте закон об охране памятников. Это памятник федерального значения. Посмотрите, французы не тронули здание Парижской оперы, построенное Шарлем Гарнье в 1875 году, а просто построили на площади Бастилии совершенно новый театр, с моей точки зрения, отвратительный по архитектуре изнутри и снаружи, но технологически это XXIII век - девять сцен, которые они сами не знают как использовать.
- Отчего же генеральный директор Большого Иксанов, уже сотрудничавший с вами при строительстве Новой сцены, не сразу позвал вас на реконструкцию театра?
- Так вам все и скажи! Объяснили ему тогда: хочешь иметь театр - руководи артистами, а не стройкой. И потом, ведь с его подачи меня пригласил министр культуры Авдеев во ФГУП "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации". Можно сказать, выдернул из организации, где я 44 года проработал. А знаете, почему я согласился? Потому что увидел, что министр искренне хочет исправить ситуацию. Когда он меня звал, то тоже настаивал на ускоренном сроке: конец 2010 года, закрытие Года Франции, ожидаются президенты обеих стран... Я объяснил, что это невозможно. Он понял и согласился. И второе. Будете смеяться, но я вспомнил рассказ директора Литературного музея Пушкина Евгения Богатырева. Когда организовывалась выставка дуэльных пистолетов и музей захотел получить пистолеты, из которых стрелялись Александр Сергеевич Пушкин и Дантес, их не хотели отдавать, не помогла даже гарантия правительства РФ - только по гарантии Авдеева, тогда посла во Франции, отдали.
Этапы стройки
Тендер на реконструкцию Большого театра в 2005 году выиграл СУИхолдинг. Срок окончания (первоначально - 2008 год) неоднократно менялся, весной нынешнего года была определена дата 2 октября 2011 года. К этому моменту выполнена треть строительных работ, на 85% сооружены подземные конструкции. Тем не менее 20 мая президент Дмитрий Медведев поручил создать межведомственную рабочую группу по реконструкции Большого, которую возглавил замглавы администрации президента Александр Беглов. 11 июня стройку посетил мэр Москвы Юрий Лужков, в 2006-м вышедший из попечительского совета Большого из-за несогласия со слишком большим заглублением в землю. 24 июля стало известно о покупке контрольного пакета СУИхолдинга компанией "Сумма капитал" Зиявудина Магомедова, которая теперь фактически руководит проектом. "Сумма капитал" готова на 90% заменить подрядные компании, в частности привлечь "Мосстрой".
Реплика
Александр Авдеев, министр культуры РФ:
- Сейчас ситуация на стройке гораздо лучше, чем еще несколько месяцев назад. Сделана очень важная черновая работа по выемке грунта, а это очень тяжелый участок работы. Сам грунт тяжелый, и поднимать его надо на большую высоту, причем через специальные проемы, через которые вниз опускаются цемент, металлоконструкции и прочее. После нынешнего визита на стройку и совещания с ее участниками прибавилось оптимизма и уверенности, что она завершится в 2011 году. Театральные технологии ушли далеко вперед. И в мире есть прекрасные, я бы сказал - образцовые театры. Мы сегодня размышляли над тем, чтобы лучше приспособить современные театральные технологии для обслуживания зрителей под наш проект. То, что в проект вернулись Москва, Юрий Лужков, очень хорошо. Юрий Михайлович уже предложил две идеи, которые улучшают проект: сделать в подземной части промежуточный этаж для буфета и раздевалки, а также заменить узкие лестницы эскалатором. В Лувре, например, есть эскалатор, это нормально.
Выбор
Самые дорогие реконструкции оперных театров
1. $360 млн. Covent Garden (1858)
Лондонское здание в 1995-м полностью снесено и к 1999-му отстроено заново. Зал стал на 100 мест больше.
2. $140 млн. Teatro Real (1850)
Мадридский оперный театр был закрыт в 1925-м из-за ветхости. В 60-е годы перестроен в концертный зал. К 1997-му снова стал театром.
3. $72 млн.Teatro alla Scala (1778)
В 1943-м пострадал от бомбардировок Милана. Ремонт 2001-2004 гг. и новая цилиндрическая башня изменили облик квартала.