Главная Культура 00:18 31 Мая 2013 4181
Тутта Ларсен: Музыкальное телевидение не умерло – его убили

Но за сегодняшним провалом популярной музыки последует ее новый взлет, верит известная телеведущая

Сергей Бирюков

Сегодня — последний день вещания телеканала «MTV Россия». В 1990-х появление в нашей стране бренда MTV означало начало новой эры — когда музыка, не будучи политической силой, управляла обществом, формируя группы, их устремления, коллизии. Что означает его закат сегодня: люди устали от музыки? Или от ротации одних и тех же попсовых лиц? Или от мельтешения роликов? Неужели эпоха так называемого клипового сознания заканчивается? Об этом мы говорим с Туттой Ларсен (или, по-простому, Татьяной Романенко) — телеведущей и музыкантом, стоявшей у истоков канала.

— Музыка уходит из телевизора. Людям хватает плееров с наушниками?

— Мне кажется, причина прежде всего в изменениях внутри самой музыкальной индустрии. Раньше за всю эту, образно говоря, красоту платили рекорд-лейблы, ради рекламы новой пластинки снимались убойные клипы с миллионными бюджетами, многие из них можно было увидеть только на MTV. Но сейчас интернет потихоньку уничтожает музыкальную индустрию в ее традиционном виде. Теперь любой человек может за три копейки посмотреть видео в Сети. Новый клип перестал быть сенсацией. Произошло перераспределение денег и смыслов. И в первую очередь пострадало музыкальное телевидение. Но должна заметить, что во всем мире клипы продолжают сниматься, существуют и музыкальные телеканалы. Они, конечно, нишевые, не самые массовые, но у них есть преданный зритель. Не знаю насчет совсем молодой публики, но у людей моего поколения, от 30 и выше, привычного и к интернету, и к радио в автомобиле, и к плееру, — нормально дома включать музыкальный канал хотя бы фоном. Музыкальное ТВ у нас, считаю, не умерло своей смертью — его убили в соответствии с национальными особенностями российского шоу-бизнеса.

— Кто?

— Думаю, не конкретные люди, а система рейтингов, форматов, вообще принципов, по которым выстраивается отечественное ТВ. У нас есть несколько каналов-монстров, поддерживаемых государством, сосредоточивших в своих руках огромные бюджеты. Если музыкальное вещание перестало быть им интересным, то эта тема и уходит из эфира. Потому что остальные каналы им никак не конкуренты. Западное ТВ выстраивается по-другому, там у зрителя есть выбор между сотней каналов, и они существуют в коммерчески более-менее равных условиях, выживая за счет оригинального контента, который производят и предлагают публике сами. В одном только Нью-Йорке множество узкоформатных станций: эта крутит только кантри, та — христианский рок, та — джаз, та — дабстеп. Систему подсчета рейтингов в российском ТВ — того, на основе чего выявляются рентабельные тематические и форматные ниши, — я не понимаю вовсе. Но мне как зрителю музыкального ТВ очень не хватает.

— Может быть, дело еще в социальной среде нашей публики. Музыкальное ТВ — история для среднего класса, а он в России пока очень не развит.

— Безусловно. Но когда MTV начинало, среднего класса не было вовсе. Нас обвиняли в том, что мы испортили целое поколение, а мне все-таки кажется, что мы воспитывали у этого поколения музыкальный вкус. А вот то, что сейчас предлагают молодежи в виде «Дома-2», молодежных комедий или реалити-шоу вроде «Каникул в Мексике», мне кажется действительно похабным, опасным и бессмысленным. У нас была идеология, мы горели тем, что любим, делали передачи для себя и таких, как мы, а нас миллионы. Но то, что сейчас происходит в плане молодежного ТВ в стране, — абсолютная спекуляция на инстинктах и гормонально-подростковых темах. Ни интеллектуальных, ни художественных целей не просматривается. Одна только нажива на пропаганде существования ниже пояса, бессмысленного и беспощадного. Жрать, плясать и заниматься сексом. Все.

— С успехом прошел сериал про Михаила Круга. Почему в таком фаворе шансон?

— Ну, это наше родное российское: раззудись плечо, размахнись рука... У меня нет никаких личных претензий к шансону и к персонажам вроде Стаса Михайлова: массово востребованный артист, честно собирающий свои стадионы. Но есть и зритель-слушатель для другой музыки. Его, может быть, 1% на всю страну, но он тоже имеет право на свою нишу. То же самое — в кино, в спорте, в жизни вообще: у молодого человека к ней куча вопросов, но ответы услышать негде. Молодежного ТВ в стране нет.

В итоге множество творческих, увлеченных людей строят свою деятельность совершенно без выхода на телеэкран. Знаю, например, сообщество «Бизнес-молодость», где молодые люди могут в ходе тренингов построить собственный бизнес, и процент успешных случаев достаточно велик. Есть патриотические, православные клубы, которые занимаются просвещением, общением, нахождением жизненного вектора... Мне кажется, молодежь давно не воспринимает телевизор в качестве советчика, тем более помощника. Ну разве как энтертейнмент, не более. Где сейчас активный диалог — в передаче «Здоровье»? Но это немножко не тот зритель.

— Может, вообще ТВ через непродолжительное время умрет?

— Для определенной прослойки населения оно уже умерло. У меня множество друзей вообще не имеет телевизора в доме. Но думаю, что в большинстве россияне, особенно старшего поколения, любят ТВ, и хоронить его очень преждевременно.

— Мне кажется, сам канал должен был художественным произведением, каковым является во многом канал «Культура».

— Я тоже люблю этот канал, но я наверное лох и не понимаю, почему на таком же уровне качества не могут работать другие каналы. На Западе снимают совершенно попсовый сериал «Как я встретил вашу маму», это никакой не артхаус, и притом он сделан клево, «вкусно», весело, там замечательный сценарий, роскошные актерские работы. И это не отдельно взятый случай, а часть целой индустрии американских и английских сериалов. Почему мы берем тот же формат и делаем такой отстой, который не выдерживает никакой критики? Дело не в деньгах — их, по-моему, куры не клюют.

— Может быть, старая установка на то, что пипл схавает?

— Боюсь, это главный принцип нашего ТВ, который уничтожает в нем то хорошее, что еще осталось. Осталось, к счастью, не так мало: есть Ваня Ургант, «Один в один», «Голос», «Интерны», да те же «Реальные пацаны» — отличный сериал. Есть талантливые мультипликаторы, прекрасные ведущие. Собрать бы их в одно место и дать делать, что хотят, что умеют делать лучше всего, а не то, что кажется нужным некоторым боссам ТВ.

— Но не кажется ли, что и сама попса испытывает кризис, оттого и уходят люди в шансон? Звездочки со всевозможных «Фабрик» вспыхивают на полгода, и все. Да и сам проект «Фабрика» угас.

— Мне кажется, это нормально в массовой культуре: ты не создаешь нечто нетленное на века, чем горишь и не можешь не выплеснуть, иначе умрешь от невысказанности, — а просто ты марионетка, которую накрасили, научили открывать рот, двигаться, заработали на ней денег — и дальше взяли следующую. Этот конвейер существует во всем мире. И кризис поп-музыки носит, наверное, мировой характер. Нынешний кумир миллионов Джастин Бибер, по сравнению с кумиром миллионов 80-х—90-х Майклом Джексоном, просто блоха, недостоин даже пряжки на его ботинках, но собирает стадионы. В этом глобальном обмельчании за нас можно даже порадоваться — мы вполне в мировом тренде. Но рвать на себе волосы не стоит: думаю, это затишье перед каким-то серьезным новым рывком, мы наедимся музыкального попкорна, и нам захочется чего-то другого.

— Возможно, жанр клипа исчерпал себя?

— Не согласна, клипмейкерство — по-прежнему творческое дело, а вовсе не только деньги. Посмотрите чудесные в своей тонкой живописности клипы австралийца Готи. Какой фантастический клип — «My Valentine» Пола Маккартни! Изумительный новый ролик, просто кинофильм в миниатюре, вышел у Ланы дель Рей. Только у нас нет телевидения, на котором это можно посмотреть.

— Но все они меркнут перед популярностью PSY и его ролика «Gangnam Style».

— О, PSY — это вообще до свидания, апогей инферно. Птичий грипп современного шоу-бизнеса: кто ни прикоснется, заражается. У меня старший ребенок, который не слушает все эти радиостанции, не сидит в интернете, не смотрит телевизор, вдруг, придя из школы, спрашивает: мама, что такое г...ностайл? Как говорится, устами младенца... Это зараза и пыль, которая будет отряхнута с наших ног завтра же, но сегодня она распространяется повсеместно.

— Что из отечественной поп-музыки вам нравится?

— То, что делает Елка. Сергей Лазарев весьма профессионально работает. По-прежнему прекрасен Агутин. Очень люблю хорошие поп-роковые группы, вроде «Океана Эльзы», хотя, строго говоря, это иностранная команда. «Каста», вообще ростовский рэп для меня просто родные.

— Полгода назад говорили: вот шоу «Голос» даст свежее дыхание нашему шоу-бизнесу. Дина Гарипова действительно достойно выступила на «Евровидении», но могут ли подобные артисты принципиально изменить отечественную ситуацию?

— Мне кажется, нет, потому что мало обладать прекрасным голосом и уметь хорошо петь. Для того чтобы стать истинной звездой, нужно многое другое — в том числе здоровая индустрия, которая может этот алмаз превратить в бриллиант: огранить, оправить, выставить на всеобщее любование. В этом смысле участники программы «Голос», боюсь, наоборот, — проблемный материал для современных продюсеров. Из них не вылепишь абы что, они слишком хороши для того, чтобы делать из них певичек вроде какой-нибудь Натали с ее хитом «О Боже, какой мужчина». Никто не захочет с этим морочиться. Я вела один из сезонов программы «Икс-фактор», в котором победил певец Николай Тимохин с невероятной красоты голосом — настоящее бельканто, он не просто правильно поет, а рассказывает песню. И сам по себе красив. Сейчас он поет в мюзиклах и в театре, но на большой поп-сцене его нет. Почему талантливый и потенциально звездный человек дошел до вершины, но не остался на ней? Для меня все эти проекты имеют трагическую нотку.

— Наверное, не случайно Севара, одна из наиболее ярких звезд «Голоса», слетела с него до финала и потом продолжила свою карьеру, будто этого конкурса и не было в ее жизни: так же, как и прежде, поет дуэтом с Питером Гэбриэлом...

— Тем показательнее ситуация, когда между Севарой и ее соперником по этапу был выбран соперник. У которого тоже прекрасный голос, но он не обладает ни Севариной харизмой, ни ее сценическим опытом. И где он? Я его не слышу по радио, не вижу по телевизору.

— Вы восторженно отозвались о шоу «Один в один». Но мне кажется, идея одному известному артисту превратиться в другого известного артиста по меньшей мере странна. Не дискредитирует ли она исполнителей, как в свое время танцы на льду более обесценили фигурное катание, чем популяризировали?

— Да, бывает, все сводится к чудесам грима, но когда, например, Геннадий Хазанов перевоплощается в Аркадия Райкина, думаю, тут нечто более глубинное, это дань коллеги своему великому учителю. Во всяком случае, как зритель я получаю удовольствие. Хотя, если задуматься, наверное, такое шоу не было бы нужно, если бы не дефицит нового артистического материала. Но уж пусть лучше будет это, чем пустые реалити-шоу .

— В последнее время вы вели «Обыкновенное чудо» на «Звезде» и другие проекты, так сказать, общечеловеческого содержания. Нет ли мыслей вернуться в музыку?

— Нет и, собственно, даже некогда возвращаться. У меня сейчас программы «Девчата», «В кругу семьи»; маленькая, но очень дорогая мне программа «Выше крыши» на православном канале «Радость моя». Плюс два раза в неделю передача «В доле» на «Финам ФМ», которая меня очень греет — я там общаюсь с людьми, которые строят реальный бизнес и тем делают жизнь в стране выносимой. Действуют по принципу «делай, что должно, и будь что будет». По которому живем и мы с моим мужем.

— А о каком проекте мечтаете?

— Таком, где можно просто постучаться в дверь обыкновенной квартиры — и увидеть за ней необыкновенную жизнь. В каждом человеке есть подвиг, чудо, дар. И я хочу рассказывать о величии обычного человека. Форматы могут быть разные: ток-шоу, реалити, документальное кино, игра. Но пока нашему ТВ нужны картонные фальшивые супергерои, а не настоящие люди.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9532
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7234
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?