Главным событием фестиваля, прошедшего в эти выходные в столичном Парке культуры имени Горького, стало заключительное выступление трип-хоп-легенд – группы Massive Attack из Бристоля. Но и весь состав участников оказался подобранным с большим вкусом – от Ивана Дорна до молодой московской группы Tiger Cave, от главных русских пост-рокеров Everythingis Made in China(«Всё сделано в Китае») до блондинки Туве Лу, которую называют «самой мрачной экспортной поп-певицей Швеции». Все, как говорится, «в кассу», в том числе в самом прямом смысле: Park.Live собирает в среднем около 30 тысяч человек.
Во время выступления Massive Attack экран показывал всякие странные-провокационные фразы на русском (!) языке: «Как тебе такое, Илон Маск?», «Цвет настроения синий», «Россияне спаивают иностранцев и пьют сами», а также про пенсии, российского президента и так далее. Вся отечественная повестка дня – в одном концерте. Это нас шокирует, мы к такому не привыкли: у нас комментировать политику творчеством не принято. Хотя «политика» – это и есть мы сами, наши жизни. А творец – он в первую очередь тонко чувствует дух времени, Zeitgeist пресловутый. Даже в чужой стране, как оказалось.
Вообще в эдаком прорусском видеоарте ничего нового для знаменитой британской группы нет – они давно уже на концертах «играют» с заголовками газет, а как-то даже завели записи Егора Летова и Янки Дягилевой. Музыка Massive Attack всегда была подспудно-тревожной (кстати, в начале 90-х во время военной операции в Персидском заливе группу запретили крутить на радио – из-за названия; поэтому некоторые синглы вышли с названием просто Massive), но в последние годы это проявляется ещё и в визуале. Больше здесь творчества или чего-то другого – не нам решать. В любом случае – Zeitgeist!
Фестиваль Park.Live начался в 2013 году на ВДНХ, и хэдлайнерами его стали те, кто соберёт у нас стадион при любой погоде: Limp Bizkit, The Killers, Земфира. По словам инсайдера, такой мощный состав выступающих – чистое везение и стечение обстоятельств: хотели устроить отдельные концерты всех этих исполнителей, но у артистов было окно именно в эти дни. Решили делать фестиваль. Лучшие идеи – внезапные! Так Park.Live заявил о себе.
Но на следующий год звезды расположились чуть по-иному, фестиваль «просел» относительно взятой планки. Потом случился казус с Мэрилином Мэнсоном, выступление которого пришлось отменить из-за анонимного звонка про заложенную бомбу – в ту пору всякие услужливые идиоты-общественники часто таким занимались, прекрасно зная, что за испорченный людям праздник и разорение организатора концерта им ничего не будет.
Как бы там ни было, но фестиваль вошёл в ритм и стал частью московского культурного пейзажа. Все знают, что на Park.Live в середине лета будут актуальные новички, безусловные хэдлайнеры, а из россиян – самые фирмОвые и качественные участники.
Удивили Kaleo – молодые люди, играющие в модном звуке, в котором прорываются такие архаично-блюзовые интонации, что диву даёшься. The Young Fathers –протеже вышеупомянутых Massive Attack –тоже наследуют «древним» жанрам типа соул. Как и электронная группа Bonobo, у которой очень значительна джазовая составляющая. А культовый персонаж трип-хоп-эпохи, Трики, сегодня почти панк-рокер (минимум музыкантов на сцене, никакого оформления, и он сам полуголый), воспринимается как спецэффект.
Казус второго дня – дождь, зарядивший часов с четырёх. Москвичей, впрочем, таким не испугаешь: люди стояли в полиэтиленовых плащах или вообще с мусорными мешками на головах (отличный лайфхак, да?) и потели, как огурцы в теплице. Из-за вечерней грозы пришлось урезать выступление группы Gorillaz, которую очень давно у нас ждали. Вообще Gorillaz, детище Деймона Албарна из Blur, больше всех обожают русские и японцы. Gorillaz родились как студийный проект и первое время появлялись только мультипликационных клипах, но потом гениальный Албарн придумал, как даже такое воплотить на сцене, и сегодня группа – это прямо-таки маленький оркестр с хором. Которые, несмотря на разверзшиеся хляби небесные, все-таки успели сыграть все хиты из нового альбома Humility…