Как сказал ректор одного из ведущих российских университетов, «в вузы не поступает сейчас только очень ленивый, и то только потому, что не доезжает до университета в соседнем селе». Именно поэтому ежегодная вступительная кампания в вузы — событие всероссийского масштаба. На этой неделе, до 4 августа, абитуриенты окончательно определяются со своей дальнейшей судьбой и с тем вузом, в котором поедут в трудовую жизнь.
В этом году специалисты отмечают возросший интерес российской молодежи к инженерному и техническому образованию, что не может не радовать. По словам ректора МГТУ им. Баумана Анатолия Александрова, конкурс на эти факультеты в этом году — 3 человека на место. Увеличился конкурс и на торговые факультеты, что связывают со вступлением России в ВТО. А вот на гуманитарные специальности конкурс остается прежним: так, в Педагогический университет в Санкт-Петербурге он составляет в среднем 11 человек на место. На дизайн и государственное управление — около ста человек.
— Современные абитуриенты становятся все более инфантильными, — сетует ответственный секретарь Центральной приемной комиссии Томского политехнического университета Борис Кадлубович. — Если раньше было странно видеть абитуриента, пришедшего подавать документы с родителями, то теперь странно видеть абитуриента, который пришел один. И еще: в феврале вузы публикуют список экзаменов и программу вступительной кампании на своем сайте. Эта информация полгода висит в открытом доступе. И вдруг они приходят и спрашивают: а когда у вас зачисление?
«Давайте будем отчислять!»
Сдача Единого госэкзамена в этом году сопровождалась особенно громкими скандалами и массовыми нарушениями. Поэтому логично, что больше всего сейчас абитуриентов, их родителей и сочувствующих интересует то, как много поступило в московские вузы приезжих из южных республик с высокими баллами. По словам ректора Финансового университета при Правительстве РФ Михаила Эскиндарова, хотя южных имен в списках действительно немало, высокобалльников среди них всего несколько, а верхняя часть списка состоит почти полностью из славянских или среднерусских фамилий.
— Я бы обратился ко всем ректорам — давайте будем отчислять после первой сессии тех, кто не справляется с учебной программой! — взывает Эскиндаров. — Тогда не будет смысла «рисовать» себе высокие баллы ЕГЭ. Если люди будут точно знать, что поступление в университет — еще совсем не гарантия того, что через четыре года ты благополучно получишь диплом бакалавра, что относиться к тебе будут серьезно, то и нарушений на ЕГЭ станет меньше. Над нами, правда, висит дамоклов меч — подушевое финансирование, и уже сейчас, я знаю, многие ректоры избегают отчислений студентов, чтобы не терять деньги. Но давайте все-таки будем отчислять! И пусть мы лучше выпустим сто высокопрофессиональных инженеров, чем тысячу людей с дипломами, которые не могут связать по профессии двух слов.
Прием по-новому
Нынешняя приемная кампания интересна еще и тем, что она в последний раз проводится в соответствии с законом об образовании 1992 года и законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». С первого сентября вступает в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», после чего оба старых документа перестают действовать. Согласно новому закону, результаты Единого госэкзамена будут действительны в течение пяти лет (включая год сдачи экзамена), а не двух, как сейчас. Кроме того, сократится список льготников и появится квота на их поступление — не более 10%. Всех остальных будут бесплатно принимать на подготовительные отделения — правда, не более одного раза.
По тому же закону, проводить внутренние экзамены по предметам смогут только МГУ и СПбГУ. А вузам творческой направленности разрешат экзаменовать абитуриентов по специальным предметам, ЕГЭ по которым не проводится.
При этом с 2014 года вузам также хотят разрешить учитывать при отборе студентов не только результаты ЕГЭ, но и баллы в аттестате, а также портфолио выпускника. В него предлагается включить достижения абитуриента за весь период обучения, выполненные им проектные работы, а также спортивные и внеучебные достижения. В этом случае у школьников будет стимул учиться хорошо все одиннадцать школьных лет, а не учить в последнем классе только те предметы, по которым надо сдавать ЕГЭ, и оставлять без внимания все остальные. Да и вузы получат возможность лучше узнать, что представляют собой их будущие студенты.
— Мы бы учитывали внеучебную деятельность абитуриентов, например, волонтерство, — говорит ректор Российского государственного педагогического университета им. Герцена Валерий Соломин. — Мы все-таки учим будущих педагогов, а педагог — это в первую очередь воспитатель. И очень важно, что он за человек. Было бы неплохо проводить профориентационные олимпиады, организовывать в школах профильные педагогические классы, чтобы к нам поступали мотивированные абитуриенты, настроенные на учительскую работу.
— Была у меня в этом году абитуриентка, очень хотела учиться именно в нашем университете, — вторит ему ректор московского Финансового университета. — Школу с золотой медалью окончила, да вот срезалась на ЕГЭ, не набрала проходного балла. И я не имею права ее принять. А почему бы не принять человека, который точно знает, чего хочет?
— Портфолио — сложно формализуемая вещь, — не соглашаются другие представители вузов. — Оно будет абсолютно разным у всех, и довольно сложно объективно ранжировать их, сравнивать друг с другом.
Однако в любом случае вводить портфолио прямо со следующего года ректоры считают преждевременным: нынешние десятиклассники едва ли смогут за год подготовить портфолио за все школьные годы, эту задачу нужно ставить перед теми, кто сейчас учится в 1–5 классах.