Главная Культура 08:01 30 Мая 2013 4108
Андрей Мерзликин: Мои коллеги спали, а я плакал от отчаяния

Актер, сыгравший в «Бумере», «Штрафбате» и «Брестской крепости», поговорил о проблематике фильма «GQ»

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

В столичном кинотеатре «Полет» состоялся творческий вечер Андрея Мерзликина — популярнейшего актера, который дебютировал в кино всего 10 лет назад. Но на его счету уже десятки ролей в самых громких проектах последнего времени: «Бумер», «Курсанты», «Штрафбат», «Брестская крепость», «Утомленные солнцем-2», «Чкалов»: Судя по всему, одного актерского самовыражения Мерзликину показалось мало, и он в качестве режиссера поставил короткометражный фильм «GQ». С его показа начался творческий вечер актера. И с проблематики этого фильма начался наш разговор.

— Андрей, ваш фильм рассказывает о 40-летнем интеллигенте, который, оказавшись отлученным от интернета, без видимых причин умирает в провинциальной гостинице. Скажите, этот фильм, случайно, не форма вашей исповеди?

— Отчасти да. Потому что наш герой, замечательно сыгранный Константином Юшкевичем, — это собирательный образ человека, который часто ездит, много путешествует, ночует в разных городах, гостиницах и уже не мыслит себя без возможности выйти в интернет. Со мной похожие вещи происходили — кроме, слава богу, финала: Есть такое понятие — интернет-зависимость, ее симптомы уже изучены и подробно описаны. Более того — в Америке работает первая клиника по лечению интернет-зависимых людей, равно как и в Китае. В Поднебесной лечат военной муштрой и электротоком. В США подход более цивилизованный, но все равно к больным относятся практически как к наркоманам.

Пример этой нездоровой страсти, к сожалению, подает старшее поколение, дети просто считывают поведение своих родителей. Если раньше отец с газетой лежал на диване и его за это пилила жена, то теперь он с ноутбуком сидит в «Одноклассниках» или в «Фейсбуке». И отсутствие вай-фая воспринимается им уже как нехватка кислорода. Вот об этой узнаваемой коллизии в заостренной, аллегорической форме я и снял свой фильм.

— Почему сами не сыграли главную роль?

— Я снимал картину не для того, чтобы обеспечить себя еще одной ролью, у меня их, в общем, хватает. В данном случае мне было важно оказаться по ту сторону камеры и понять, мое это занятие или не мое.

— Ну и как вам этот опыт?

— Наверное, зря я его приобрел. Заглянув туда, в режиссерское зазеркалье, я понял, что прежним уже не буду. Зерно упало не на камень, а на готовую дать всходы почву. На данный момент испытываю дикий голод по режиссуре, буквально руки чешутся от желания снять новый фильм. К своим 40 годам я, образно говоря, чувствую себя коровой, которая набрала полное вымя молока. Но в то же время во мне живет чувство ответственности и зрелое понимание того, что мой дебют во многом был авантюрой. Просто друзья, которым я часто надоедал разговорами, что хорошо бы, дескать, снять кино, в один прекрасный день не оставили мне другого выбора, кроме как произнести команду «Мотор!». Поначалу ничего не получалось, было ощущение полной катастрофы. Жена не даст соврать: после первой 14-часовой смены, когда все мои коллеги безмятежно спали, я дома плакал от отчаяния. Но в итоге за неполных пять съемочных дней я прошел ускоренную подготовку, которую проходят во ВГИКе за пять лет.

— Так за чем дело стало?

— Есть все-таки понимание, что режиссура — очень серьезная профессия, ей нужно учиться, ее секретами надо овладевать. Вот почему я не тороплюсь со вторым фильмом, который должен стать неким зрелым высказыванием, а не еще одной пробой пера. И потом, режиссура требует всего человека, без остатка, а у меня жена и маленькие дети.

— Но вы их, боюсь, и так не видите. Интернет подсказывает, что у вас каждый год выходит по семь-восемь фильмов.

— Отвечу подробно, чтобы не превращать эту цифру в сплетню или в статистический казус. У меня действительно много названий в фильмографии. Но я часто снимаюсь у студентов в короткометражках, у друзей-режиссеров в эпизодических ролях — а это всего несколько съемочных дней. А больших ролей бывает от силы одна-две в год. Так что детей я вижу, и они меня видят. Более того — я сознательно строю свой рабочий график так, чтобы половина времени в году уходила на съемки, а половина — на дом и семью. У меня во взаимоотношениях с детьми все по-честному: кружки, секции, чтение книжек, ночные разговоры, секреты. Если отважусь на режиссуру, этими домашними радостями придется пожертвовать. Готов ли я к такому повороту событий? Это для меня большой вопрос.

— Я знаю, что ваша жена Анна — психолог по профессии. Скажите, она консультирует вас в трудных жизненных ситуациях или при работе над сложной ролью?

— Мне повезло, что Аня у меня — детский психолог, так что основные свои усилия она направляет на детей. Впрочем, должен честно признаться: в глубине души я все еще ребенок, во всяком случае не совсем взрослый человек. И в этом смысле Аня помогает мне не только в профессии, но и в жизни. Это ведь мой первый брак, я женился поздно, в 33 года, раньше и в гражданском браке не жил, так что обкатываю программу семейной жизни впервые. Подчас случаются ситуации, в которых бываю кругом не прав. И Анька позволяет мне с честью выходить из них. Но вообще-то мой психолог — батюшка в храме, если бывает стыдно, бегу к нему.

— Вы часто играете отрицательные роли. Как это совмещается с вашей верой?

— Просто совмещается. Во-первых, во мне самом отрицательных черт больше, чем положительных. Когда играешь со всех сторон положительного персонажа, порой даже костылей, подпорок не можешь найти, на которые мог бы опереться. И движешься вслепую, на ощупь, живешь опытом персонажа, пытаешься подтянуть себя к нему. А когда играешь отрицательную роль, надо только отпустить себя, свои инстинкты. Но, играя отрицательную роль, нужно помнить, зачем ты это делаешь, что ты думаешь по поводу своего героя. И я, вопреки Станиславскому, порой запрещаю себе быть адвокатом своего персонажа. Поэтому, играя в фильме «Бумер», я не оправдываю своего Димона Ошпаренного. Играя в фильме «Гидравлика», я ставлю жесткий диагноз своему циничному, бессердечному герою. Моя вера в сути своей проста: добро должно побеждать зло.

— Как отдыхаете от трудов праведных?

— Можно было бы ответить шуткой, что я не устаю, но это было бы неправдой. Иногда устаю, но умею расслабляться. Живу друзьями, живу традициями — спасибо супруге, что она позволяет мне жить друзьями и традициями. Существует, правда, одно железное правило: я не выхожу и не выезжаю из дома — друзья приезжают ко мне. Дети видят меня в кругу друзей, слушают, о чем мы говорим, понимают, чем я живу.

Наше досье

Андрей Мерзликин

родился в 1973 году в Калининграде Московской области (с 1996-го — Королев). По первому образованию — радиотехник космического машиностроения, затем получил высшее экономическое образование. Параллельно окончил актерский факультет ВГИКа.

Снялся более чем в 60 фильмах. Параллельно все эти годы работает в театре. В настоящее время играет два спектакля по пьесам Пинтера и Стоппарда в театре имени Евгения Вахтангова. Женат на Анне Осокиной, отец троих детей.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9531
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7233
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?