Главная Работа Учеба 00:05 30 Мая 2013 126
Образование и рынок труда: шаги навстречу

Профессионально-общественная аккредитация учебных программ предлагает новый подход к оценке качества образования

Полина Егорова

Тема профессионально-общественной аккредитации учебных программ достаточна нова для нашей системы образования и пока вызывает много вопросов. Но если вдуматься в суть явления, становится ясно, что это единственный путь, который позволит грамотно реформировать сферу образования и решить давнюю проблему несоответствия квалификации выпускников запросам современного рынка труда.

Работодатели жалуются на нехватку кадров, а те выпускники, которые все же приходят на предприятия, как правило, не владеют необходимыми навыками для начала трудовой деятельности. Образовательные учреждения готовят специалистов по программам, которые отстают от реалий. Помните, как в советском фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» директор лагеря бодро заявляет, что «программа старая, но никем не отмененная». Так и у нас вышло: образовательные программы вроде и соответствуют государственным стандартам, и аккредитацию прошли, да вот только не вяжется это с требованиями работодателей. Для решения проблемы государство формирует систему профессионально-общественной аккредитации, что поможет образовательным учреждениям идти в ногу со временем. Многие вузы уже имеют опыт прохождения процедур внешней независимой оценки качества по ряду образовательных программ.

— В отличие от государственной, профессионально-общественная аккредитация не воспринимается сотрудниками и преподавателями университета как надзорное мероприятие, — рассказывает проректор по качеству МФПУ «Синергия» Татьяна Семкина. — Соответственно, они более открыты при общении с экспертами, что, в свою очередь, позволяет выявить большее количество узких и проблемных мест в деятельности образовательного учреждения и получить от экспертов, которые оценивают программы, более детальные рекомендации, как в дальнейшем необходимо развиваться, как повысить конкурентоспособность вуза, как улучшить качество программ. Это очень ценная информация.

Конечно, вуз должен сам решать, обращаться ли к внешней независимой оценке или аккредитации. Но для любого вуза, который стремится к развитию, прохождение процедур независимой оценки или аккредитации в российских или международных агентствах является подтверждением признания образовательного учреждения «потребителями образования».

— Нужно как-то особенно готовиться к такой аккредитации?

— Технология проведения аккредитации приблизительно одинаковая и в российских агентствах, и в международных. Вуз проводит по заданным экспертной организацией критериям самообследование, далее — визит экспертов, которые встречаются с руководством, преподавателями, сотрудниками и студентами образовательного учреждения. По результатам внешней независимой оценки эксперты составляют отчет об оценке программы, включающий заключение и рекомендации. Если результаты оценки качества и гарантий качества программы соответствуют стандартам аккредитующей организации, то принимается решение об аккредитации.

Важным этапом являются последующие действия, или мониторинг проведения образовательным учреждением согласованных с экспертной организацией мероприятий по выполнению рекомендаций, включенных в отчет.

Экспертные организации чаще обновляют стандарты, они гибкие, больше соответствуют современным запросам. Если программа отвечает всем требованиям, то вузу выдается сертификат или свидетельство об аккредитации, срок действия которого ограничен и в разных агентствах варьируется от года до пяти лет. Поэтому, даже получив этот документ, нельзя стоять на месте — необходимо развиваться дальше.

На сегодня в стране подобных организаций совсем немного, среди них Ассоциация юристов России, Агентство по контролю качества образования и развития карьеры, Ассоциация инженерного образования в России, «Опора России», Федерация рестораторов и отельеров и другие. Однако количество экспертных организаций растет, и сегодня уже ведется работа по созданию реестра подобных организаций. Пока же при выборе агентства образовательному учреждению остается опираться только на отзывы коллег и собственные предпочтения.

— Сегодня мы уже пришли к пониманию, что при перевооружении производства совместно с вузом нужно готовить под эти технологии соответствующих специалистов, — рассказывает профессор Высшей школы экономики Владимир Шадриков. — Работодатели должны разъяснять, какие им нужны специалисты, что должно быть в образовательной программе. Это и есть сотрудничество высшей школы и производителя.

— Государственной аккредитации для этих целей, как мы видим на практике, недостаточно...

— Государственные требования рассчитаны на усредненный вариант, среднестатистический. В случае профессионально-общественной аккредитации мы можем провести более локальную процедуру. Объединения работодателей представят стандарты профессиональной деятельности, которым должны соответствовать выпускники. Они не будут вступать в противоречие с государственными, но будут выходить за рамки этих требований.

— В чем все-таки принципиальное различие профессионально-общественной аккредитации и государственной?

— Цель государственной процедуры заключается именно в получении аккредитации, у профессионально-общественной — другие цели: например, это может служить для того, чтобы мы со стороны посмотрели на организацию образовательного процесса в вузе, на условия его реализации, качество. На мой взгляд, это является важным шагом вперед. Это освобождает нас от идеологии, что аккредитация проводится только для того, чтобы получить документ. Эта система должна сменить мировоззрение на подход к качеству. То есть не ради бумаги нужно ее проходить, а ради получения объективных сведений о состоянии подготовки студентов для определенных отраслей.

Это принципиально новый подход к оценке качества образования, и идти по этому пути нужно осторожно, выверяя шаги, чтобы не скатиться к формализму проверок и ангажированности организаций. У нас страна великих возможностей в плане зарабатывания денег, и без определенного регулирования все хорошие начала окажутся бесполезными, а стандартами качества должны заниматься представители работодателей.

Учительница русского языка из подмосковных Химок поплатилась за свое чувство юмора

Артем Скворцов
Труд
Kадры видео из Telegram-канала Mash

Чувство юмора ценится не всеми, не везде и не всегда. Эту истину может усвоить на собственном опыте учительница русского языка из подмосковных Химок. Там случился форменный скандал, грозящий педагогу оргвыводами....

Учеба 00:02 / 18 Октября 2024 6114
Погружение в профессию

«Роснефть» создала эффективную систему подготовки кадров для своих предприятий

Антон Захаров
Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

Участие работодателей в образовательном процессе крайне важно для подготовки качественных специалистов. Чтобы программы обучения соответствовали реальным потребностям экономики, российский бизнес включается в подготовку кадров на самых...

Также зампред Совбеза подчеркнул, что нужно полностью исключить пребывание в стране иностранцев, представляющих угрозу безопасности 

Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Российским школам пора заканчивать принимать на обучение детей мигрантов, не знающих русского языка: из-за этого страдает общий уровень образования. Об этом в четверг, 31 октября заявил заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий...

Профильный комитет нижней палаты парламента отклонил соответствующий законопроект

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы отклонили законопроект, предлагавший отменить обязательную сдачу Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и предоставить выпускникам школ право выбора между ЕГЭ и традиционными выпускными экзаменами. Как сообщает...

Соответствующее предложение на заседании Совета по поддержке русского и других языков народов РФ поддержал Владимир Путин 

Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

Министерство просвещения РФ планирует разработать государственные учебники по русскому языку и родным языкам народов РФ, как и по всем обязательным школьным предметам. Об этом во вторник, 5 ноября сообщают «Ведомости» со ссылкой...

По словам президента, при этом нужно учитывать реальные потребности при трудоустройстве

Фото: Наталия Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин предложил закрепить уровни владения русским языком для мигрантов с учетом реальных потребностей при трудоустройстве. Об этом сообщает «Интерфакс». «Общие правила в части знания русского языка...

Госдума рассмотрит законопроект о запрете приема в школы детей мигрантов, которые не говорят по-русски

Гузель Агишева
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

20 ноября в Госдуме будет рассмотрен странный (так это будем называть) законопроект: не брать в школы детей мигрантов, которые не говорят по-русски. Решила почитать, что же думают о нем педагоги и директора...

Председатель Госдумы предложил парламентским комитетам подумать об этом

Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин предложил парламентским комитетам обсудить вопрос целесообразности сдачи Обязательного государственного экзамена (ОГЭ) после девятого класса, если школьник собрался поступать в колледж или техникум. «Зачем...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?