Профессионально-общественная аккредитация учебных программ предлагает новый подход к оценке качества образования
Тема профессионально-общественной аккредитации учебных программ достаточна нова для нашей системы образования и пока вызывает много вопросов. Но если вдуматься в суть явления, становится ясно, что это единственный путь, который позволит грамотно реформировать сферу образования и решить давнюю проблему несоответствия квалификации выпускников запросам современного рынка труда.
Работодатели жалуются на нехватку кадров, а те выпускники, которые все же приходят на предприятия, как правило, не владеют необходимыми навыками для начала трудовой деятельности. Образовательные учреждения готовят специалистов по программам, которые отстают от реалий. Помните, как в советском фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» директор лагеря бодро заявляет, что «программа старая, но никем не отмененная». Так и у нас вышло: образовательные программы вроде и соответствуют государственным стандартам, и аккредитацию прошли, да вот только не вяжется это с требованиями работодателей. Для решения проблемы государство формирует систему профессионально-общественной аккредитации, что поможет образовательным учреждениям идти в ногу со временем. Многие вузы уже имеют опыт прохождения процедур внешней независимой оценки качества по ряду образовательных программ.
— В отличие от государственной, профессионально-общественная аккредитация не воспринимается сотрудниками и преподавателями университета как надзорное мероприятие, — рассказывает проректор по качеству МФПУ «Синергия» Татьяна Семкина. — Соответственно, они более открыты при общении с экспертами, что, в свою очередь, позволяет выявить большее количество узких и проблемных мест в деятельности образовательного учреждения и получить от экспертов, которые оценивают программы, более детальные рекомендации, как в дальнейшем необходимо развиваться, как повысить конкурентоспособность вуза, как улучшить качество программ. Это очень ценная информация.
Конечно, вуз должен сам решать, обращаться ли к внешней независимой оценке или аккредитации. Но для любого вуза, который стремится к развитию, прохождение процедур независимой оценки или аккредитации в российских или международных агентствах является подтверждением признания образовательного учреждения «потребителями образования».
— Нужно как-то особенно готовиться к такой аккредитации?
— Технология проведения аккредитации приблизительно одинаковая и в российских агентствах, и в международных. Вуз проводит по заданным экспертной организацией критериям самообследование, далее — визит экспертов, которые встречаются с руководством, преподавателями, сотрудниками и студентами образовательного учреждения. По результатам внешней независимой оценки эксперты составляют отчет об оценке программы, включающий заключение и рекомендации. Если результаты оценки качества и гарантий качества программы соответствуют стандартам аккредитующей организации, то принимается решение об аккредитации.
Важным этапом являются последующие действия, или мониторинг проведения образовательным учреждением согласованных с экспертной организацией мероприятий по выполнению рекомендаций, включенных в отчет.
Экспертные организации чаще обновляют стандарты, они гибкие, больше соответствуют современным запросам. Если программа отвечает всем требованиям, то вузу выдается сертификат или свидетельство об аккредитации, срок действия которого ограничен и в разных агентствах варьируется от года до пяти лет. Поэтому, даже получив этот документ, нельзя стоять на месте — необходимо развиваться дальше.
На сегодня в стране подобных организаций совсем немного, среди них Ассоциация юристов России, Агентство по контролю качества образования и развития карьеры, Ассоциация инженерного образования в России, «Опора России», Федерация рестораторов и отельеров и другие. Однако количество экспертных организаций растет, и сегодня уже ведется работа по созданию реестра подобных организаций. Пока же при выборе агентства образовательному учреждению остается опираться только на отзывы коллег и собственные предпочтения.
— Сегодня мы уже пришли к пониманию, что при перевооружении производства совместно с вузом нужно готовить под эти технологии соответствующих специалистов, — рассказывает профессор Высшей школы экономики Владимир Шадриков. — Работодатели должны разъяснять, какие им нужны специалисты, что должно быть в образовательной программе. Это и есть сотрудничество высшей школы и производителя.
— Государственной аккредитации для этих целей, как мы видим на практике, недостаточно...
— Государственные требования рассчитаны на усредненный вариант, среднестатистический. В случае профессионально-общественной аккредитации мы можем провести более локальную процедуру. Объединения работодателей представят стандарты профессиональной деятельности, которым должны соответствовать выпускники. Они не будут вступать в противоречие с государственными, но будут выходить за рамки этих требований.
— В чем все-таки принципиальное различие профессионально-общественной аккредитации и государственной?
— Цель государственной процедуры заключается именно в получении аккредитации, у профессионально-общественной — другие цели: например, это может служить для того, чтобы мы со стороны посмотрели на организацию образовательного процесса в вузе, на условия его реализации, качество. На мой взгляд, это является важным шагом вперед. Это освобождает нас от идеологии, что аккредитация проводится только для того, чтобы получить документ. Эта система должна сменить мировоззрение на подход к качеству. То есть не ради бумаги нужно ее проходить, а ради получения объективных сведений о состоянии подготовки студентов для определенных отраслей.
Это принципиально новый подход к оценке качества образования, и идти по этому пути нужно осторожно, выверяя шаги, чтобы не скатиться к формализму проверок и ангажированности организаций. У нас страна великих возможностей в плане зарабатывания денег, и без определенного регулирования все хорошие начала окажутся бесполезными, а стандартами качества должны заниматься представители работодателей.