Общественная палата собирает руководителей Министерства культуры, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации и лучших художников России поговорить о «культуре как цели существования государства». Вроде до того ли сейчас? Другие в воздухе разговоры: «комплексная модернизация», «техническое переоснащение», «инновационные направления», «коммуникативные технологии»…
А что культура? Жили в ней и жили, а вот теперь приходится «определять», что же это такое. То определение, которое предлагает обсуждаемый в Думе Закон о культуре («совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве»), так общо, что тут никаких стен не найдешь — чисто поле. А между тем сегодня подлинно важнее этого закона нет. Ведь он, если вдуматься, касается всей человеческой жизни, ее основ и опор, на которых стоят и промышленность, и сельское хозяйство, и космос, и вооружение.
А несчетное количество приблизительных определений вернее всего говорит о напрасности попыток вогнать эту вселенную в тесный коридор «аппаратного учреждения». А прояснится все, как мне кажется, если мы с порога скажем о взаимной ответственности государства и культуры. Да только об ответственности культуры можно говорить перед сознающим себя государством с ясной системой координат, ясным духовным вектором, о котором и всякий гражданин этого государства знает. Знает, что строит его государство, какие цели держит перед собой на карте истории и мира. Ведь сказать, что мы живем в «свободном гражданском обществе» или «правовом государстве», — это все равно что не сказать ничего. Ну, а как государство себя «очертит» и свою перспективную программу назовет, так и культура свое место найдет.
Ну, а как пошли делиться «россии», «фронты» и «ополчения», то тут уж и культура пошла делиться на «массовую», «интеллектуальную», «духовную», перестала быть почвой, какой являлась при рождении понятия, и тоже пошла рвать русского человека на славянофила и западника, патриота и демократа, традиционалиста и постмодерниста. И чем далее, тем мельче. И тут уж без Закона о культуре, который введет эту безбрежность хоть в
Каждый день только умножает наше разделение. По
Такое всматривание в себя, судя по нынешнему состоянию нашего «культурного хозяйства», более всего нужно нам самим, в соревновании честолюбий больше других разделившим народное сознание. Мы сами расточили эту основу, живую землю, почву нашу и наладились в «средние европейцы», которых так ненавидел Леонтьев, считая, что это смерть великой и разнообразной культуры мира. И теперь нам уже не ухватиться за землю, как держались за нее Пушкин и Глинка, Мусоргский и Шостакович, Толстой и Достоевский, Тютчев и Фет, Репин и Левитан, Врубель и Васнецов, Твардовский и Астафьев. Нет теперь этой земли. Как нет уже и народа, складывавшего и державшего душу культуры.
Значит, надо самим становиться народом и хранителями традиции, принимать ответственность за сбережение той силы, которую получили при рождении и которую беспамятно расточили…
Пусть это простодушно, но мне все кажется, что разговор уже не о культуре, а о нашем самосохранении.