Легендарная русская балерина и настоящая любимица отечественных зрителей, светлый символ Большого театра XX века — все это о Екатерине Максимовой. Первого февраля ей исполнилось бы 75. Знаменитой танцовщицы и педагога не стало пять лет назад.
70 лет — вроде бы не так мало, но такого внезапного ухода Катюши, как ее до последнего называли не только близкие, но и тысячи поклонников, не ожидал никто. На прощании с Катей громадный атриум репетиционного корпуса Большого театра ломился от народа. Она навсегда осталась в людской памяти душевно молодой, излучающей свет и доброту.
Через Максимову миллионы людей, далеких от искусства, узнали и полюбили балет. Выставка в Бахрушинском музее — как раз об этом: о феномене и масштабе личности, которая совершила эту «бархатную революцию» в сознании нескольких поколений. Представлены фотографии Максимовой в разных ролях и в жизни, личные вещи и костюмы, на экранах — черно-белые записи балетных выступлений и кинофильмы с ее участием. Хлипкие, чудом сохранившиеся кадры «па де труа» из «Щелкунчика» с юными четвероклассниками Катей Максимовой, Володей Васильевым и Аней Манкевич, репетиции оперы «Травиата» с Франко Дзеффирелли, балетный номер для которой поставили Максимова и Васильев сами, а случайная встреча с великим режиссером переросла в дружбу на всю жизнь. В отдельном зале крутят фильм Бориса Ермолаева «Фуэте», где в роли персонажей с балетными профессиями снялись и Максимова, и Васильев, и Алла Осипенко, и Константин Заклинский. С «Фуэте» связана забавная история, описанная позже в мемуарах Максимовой «Мадам Нет». Они с Осипенко должны были обнажиться перед камерой — речь шла о каких-то долях секунды. Но чтобы снять эти доли секунды, девушкам пришлось полтора часа бултыхаться в ледяной воде, а кадры в итоге вообще не вошли в фильм. Подготовительные к несостоявшееся «обнаженке» кадры сейчас вызывают гомерический смех.
Музей Большого театра дал на выставку не очень известный портрет Максимовой во втором акте «Жизели», принадлежащий кисти Артура Фонвизина. В витрине представлены миниатюрные пуанты Екатерины Сергеевны. Выставка небольшая, но для тех, кто знал и любил Максимову, она важна.
Фото Екатерины Беляевой
Надежда Савченко, сокуратор выставки
— У нас не было цели проследить в фотографиях балетную карьеру Максимовой и отметить ее чуть более удачные или чуть менее удачные роли, как, например, роль Одетты в «Лебедином озере»: нам хотелось показать путь Максимовой-актрисы. В фонде музея много хороших фотографий, выставить их — не хватит стен. Поэтому мы сосредоточились на тех, где Максимова предстает в самых ярких своих ролях в прямом и переносном смысле. На выставке есть картина — крошечный пейзаж, написанный самой Максимовой.
Мало кто знает, что знаменитая балерина была и художницей. Есть ее сценические костюмы — из «Золушки», «Садов Вилландри», «Натали, или Швейцарской молочницы» и др., а рядом лиловое платье, которое Катя много лет подряд носила на даче в Щелыково — если присмотреться, именно в нем она запечатлена на многих домашних фото. Изюминка экспозиции — трельяж Веры Комиссаржевской. Он достался Екатерине Сергеевне от бабушки Наташи, жены философа Густава Шпета. А к той попал по завещанию великой актрисы, которая близка дружила с тетей бабушки Наташи, а с самой Наташей обменивалась открытками. Васильев — партнер Максимовой не только по сцене, но и по жизни — недавно передал эту ценную вещь в фонд нашего музея. Туалетные принадлежности из хрусталя, которые вы видите сейчас на этом столике, — тоже оригинальные: модерн, начало XX века. Максимова вряд ли за ним гримировалась, так как артистам гримируются не дома, а в театре. Скорее всего, стол был дорог ей как память, как символ преемственности между поколениями.
Выставка открыта до 23 февраля.