В минувшем году государственные расходы на легковые автомобили для чиновников выросли на 17%. Хотя покупать стали больше отечественных машин, которые вроде бы должны быть дешевле. Но сэкономить не получается. Хотели как лучше, а получилось... Ну вы знаете!
На сайте госзакупок обозначена и общая сумма, потраченная на автомобилизацию российского государственного аппарата в 2023 году: 36,5 млрд рублей. Это чуть больше, чем выделялось в федеральном бюджете — 2023 на годовое финансирование спорта высших достижений (34,6 млрд) и втрое больше, чем предназначалось массовому спорту (14,2 млрд). То есть, пока чиновники раскатывали на иномарках и отчасти на отечественных автомобилях, купленных за казенный счет, остальным россиянам не всегда хватало на кроссовки.
Впрочем, дефицит был не только бюджетным, но кое-где и криминальным. Так, в городе Зеленодольске Красноярского края чиновница муниципального казенного учреждения со своими помощниками лихо выписывала командировки местным спортсменам на выездные соревнования и прочие мероприятия физкультурно-спортивного типа по всему огромному краю. Но сами физкультурники и не подозревали, что никаких реальных выездов никуда даже не планировалось, а деньги лихо уходили в личные карманы начальства под прикрытием липовых бухгалтерских отчетов. Кстати, деньги оказались не такие уж малые — 3,5 млн рублей. Хватило бы на не слишком навороченный новенький китайский лимузин.
Впрочем, иномарок из Поднебесной за прошлый год тоже было куплено немало — 295 машин. По штукам это в 3,4 раза выше прошлогоднего уровня, в рублях (2,2 млрд) — впятеро больше. В итоге «китайцы» оказались на третьем месте в рейтинге автомобильных госзакупок — 2023 — после тольяттинских Lada и ульяновских УАЗов. Но даже в этой совокупности продукция ведущих национальных автопроизводителей составила лишь около трети в списке закупок легковушек для государственных нужд. Хотя президент России Владимир Путин неоднократно обращал внимание на то, что чиновники должны пересесть на автомобили российского производства. После чего и на других властных уровнях рефреном зазвучал лозунг «Чиновник! Покупай российское!». Но скоро сказка сказывается...
Нет, нельзя сказать, что призыв вообще не услышан — российские машины тоже в ходу: госзакупки автомобилей Lada за прошлый год в штуках выросли на 23%, а в деньгах — до 8,1 млрд рублей. На отечественные колеса пересаживают мелкую чиновничью сошку, а также тольяттинская продукция все чаще используется в качестве «разъездной». Но для чиновников рангом повыше по-прежнему одним из самых востребованных остается японский седан бизнес-класса Toyota Camry. Помимо того, для госнужд приобретались и другие ушедшие с российского рынка автобренды: Hyundai, Kia, Renault, Volkswagen. Суммарно объемы госзакупок машин этих пяти производителей в прошлом году составили 4,3 млрд рублей. Не менее востребованными у российской управленческой элиты остаются автомобили большой немецкой тройки: Audi, BMW, Mercedes. В прошлом году на Mercedes было разыграно 15 тендеров (плюс 6% к 2022 году).
Но госзакупки импортных китайских автомобилей Geely, Great Wall, Chery, Exeed, Changan и GAC выросли в деньгах за прошлый год почти в три раза. На их приобретение государственные учреждения и компании с госучастием потратили 1,15 млрд. Сюда же можно добавить «Москвич» (китайский JAC), у которого было куплено в 2023-м через госзакупки машин еще на 1,1 млрд рублей.
И все же отвыкать от прежнего комфорта и престижа европейских иномарок чиновникам очень не хочется. Некоторые госучреждения начали закупать подержанные европейские и японские иномарки. Еще одним выходом стала аренда автомобилей с водителем. Например, в Саратовской области, как сообщают местные СМИ, за один автомобиль готовы заплатить 1 млн рублей за 800 часов работы. Но это должен быть хотя бы кроссовер Kia Sorento от 2017 года выпуска и новее либо его эквивалент.
У думцев Омской области требования примерно такие же. Арендуемые автомобили должны иметь шесть подушек безопасности, климат-контроль и обогрев двух сидений. Уже по количеству подушек понятно, что о-течественные машины депутаты в упор не видят.
«Уже давно на региональном уровне вопрос решается предельно просто: если чиновнику хочется длинный Mercedes-Benz со светлым кожаным салоном, он берет его в аренду. И на этом все ограничения, связанные с бюджетным законодательством, снимаются, — поясняет вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. — Я не верю, что они пересядут на Lada. Так просто российского чиновника не возьмешь...»
Впрочем, нет худа без добра: куда дороже обошлась бы региональным бюджетам пересадка тамошних чиновников на новенький отечественный лимузин AURUS ценой от 35 млн руб-лей каждый. В ушедшем, 2023 году всего их было продано 115 штук! Первым из российских губернаторов пересел на «президентский автомобиль» глава Татарстана Рустам Минниханов. Понятно, за ним последуют и другие руководители.