Кинопремия «Золотой орел» на днях в восемнадцатый раз вручила свои награды. Конкурентами в основных номинациях были фильмы разных жанров и разных, если так можно выразиться, весовых категорий, т. е. бюджетов: скромная по постановочным затратам криминальная драма «Бык», мелодрама «Одесса», психологический триллер «Текст», «женская» драма»Дылда», а также три военно-исторических боевика – «Т-34», «Балканский рубеж» и «Тобол» (последние три вышли в прокат прошлой зимой, и те, кто их видел, вероятно, уже успели подзабыть).
Лучшим фильмом, а также обладателем еще трех наград стал фильм «Текст» Клима Шипенко – вполне заслуженно, поскольку картина, снятая по книге Д. Глуховского, сочетает в себе и зрелищность, и динамичный сюжет, и хорошие актерские работы. Фильм вышел на экраны осенью и имел определенный зрительский успех, пусть и не сравнимый с успехом «Холопа».
Награду «Тексту» вручала Алиса Фрейндлих, сама перед этим награжденная за вклад в кинематограф. В ответном слове актриса пошутила, что этот вклад гораздо меньше того, что сделал в нее сам кинематограф.
Получая награду (кстати, это его второй «Золотой орел» после «Салюта-7»), режиссер Клим Шипенко пожелал, чтобы ни с кем не повторилась история, случившаяся с героем фильма (которому подбросили наркотики), а также попросил Министерство культуры простить режиссеру Сергею Дворцевому долг в 7,5 млн рублей, накопившийся из-за слишком долгих съемок фильма «Айка». Момент был выбран удачно, поскольку новый министр культуры Ольга Любимова сидела тут же в зале, в первом ряду.
«Текст» также получил награду за лучший монтаж, а актеры Александр Петров и Иван Янковский удостоились «Орлов» за лучшую главную и второстепенную мужскую роль. Александр Петров опять, как и в прошлом году, соревновался сам с собой, т.е. был представлен в номинации от двух разных фильмов – и наконец-то эту награду получил. Роль в «Тексте» действительно стала одной из лучших для него на сегодняшний день. Обидно только, что в результате не награжденным остался Юрий Борисов (фильм «Бык»). Не будь у него такого конкурента, как Петров, молодой одаренный актер наверняка получил бы «Орла», а ему, только начинающему свой путь в кино, эта награда весьма бы пригодилась.
Дальнейшее распределение призов, в принципе предсказуемое, не обошлось без сюрпризов. Так, удивительно, что военно-приключенческий боевик «Т-34» с сюжетом и диалогами, рассчитанными скорее на подростков, оказался в финальной тройке практически во всех номинациях. Более того, он получил награды за лучшую режиссуру и лучший сценарий. Допустим, первое еще можно как-то оправдать – снимать танковые бои с режиссерской точки зрения дело непростое. Но по глубине и убедительности сценария «Т-34» явно уступал своим конкурентам– «Быку» и «Одессе». Может быть, жюри, неожиданно проявив такой «подростковый» вкус, решило подтвердить английскую поговорку «мальчишки остаются мальчишками»&
Боевик «Балканский рубеж» заслуживает, на мой взгляд, большего, чем только приз за звукорежиссуру. По зрелищности он не уступает «Т-34». В фильме неплохой сценарий, есть интересные актерские работы (Милош Бикович, Равшана Куркова), операторские находки.
Удивительно также, каким образом в списке номинантов оказался крайне слабый фильм «Тобол» – не верится, что из 49 рекомендованных экспертами картин не нашлось лучшего кандидата на премию за грим и костюмы, чем незатейливая, в духе мыльных опер, экранизация романа Алексея Иванова.
Евгения Брик заслуженно получила награду за лучшую роль второго плана в фильме «Одесса», а вот Евгений Цыганов («Одесса») и Виктор Добронравов («Т-34»), на мой взгляд, были гораздо более яркими исполнителями своих вторых ролей, чем награжденный в этой номинации Иван Янковский («Текст»).
Вообще странно, что Цыганов, по сути, сыгравший в «Одессе» главного героя, попал в номинацию как актер второго плана. Стоит добавить, что «Одесса» заслуженно получила награду за звучащую в фильме трогательную музыку Анны Друбич и за операторскую работу Романа Васьянова.
Приз за главную женскую роль получила Виктория Мирошниченко (фильм «Дылда»). Думаю, ей легко было обойти соперниц Стасю Милославскую и Ирину Старшенбаум, поскольку их роли в фильмах «Бык» и «Т-34» являются скорее второстепенными. «Дылде» по этой номинации можно было бы выбрать куда более достойную конкуренцию – например, интересно сыграли исполнительницы главных ролей в фильмах «Айка», «Простой карандаш» и «Верность», но эти фильмы даже не вошли в число номинантов.
Немного о телеработах. Заслуженный приз за главную роль получил Павел Деревянко – за нашумевший в прошлом году сериал «Домашний арест», показанный на интернет-платформе «ТНТ-Премьер». Принимая статуэтку, актер пошутил, что «наконец-то «Орел» приземлился в гнездо». Анна Михалкова, получившая приз за лучшую женскую роль в сериале «Шторм»на интернет-платформе «Старт», поблагодарила со сцены не только своего режиссера Б. Хлебникова, но и все интернет-платформы за их возможности.
Удивляет награждение званием лучшего сериала «Годунова» на фоне гораздо более ярких и живых работ «Звоните ДиКаприо!» и «Шторм», которые, правда, были показаны не на канале «Россия 1», как «Годунов», а на платных интернет-платформах – но, может, в этом и кроется разгадка выбора жюри?
Есть у «Золотого орла» и номинация «За лучший зарубежный фильм в прокате»– видимо, в пику «Оскару». Как ни странно, здесь «в пролете» оказалсяфильм Тарантино»Однажды в Голливуде». У него были два конкурента – «Король Лев» и «Зеленая книга», и «Лев» увел-таки «Орла».Впрочем, критерии отбора здесь тоже выглядят загадочно. Ведь фильм Тарантино оригинальностью явно превосходил своих конкурентов – детскую сказку от студии Дисней и историю дружбы белого и негра в неполиткорректные времена.
Подведем итоги. Больше всего мне, как зрителю, жаль, что интересный дебют Бориса Акопова «Бык», будучи всюду номинирован, не получил ни одного приза. Сразу вспоминаются слова режиссера Авдотьи Смирновой, которая на предыдущем «Орле»-2019 призвала больше награждать молодых, поскольку им награды нужнее.
Конечно, всех наградить невозможно, но удивляет, что из предварительного списка в 28 фильмов номинировались порой весьма средние работы, а глубокие и трогательные фильмы, такие как «Айка», «Простой карандаш», «Надо мною солнце не садится», «Верность», «Смерть нам к лицу» и некоторые другие, напротив, оказались никак не отмеченными. В общем, «Орел», увы, уже не первый год почему-то часто садится не в те гнезда. Надеюсь, что зритель, читающий эту заметку, обратит внимание на перечисленные фильмы и посмотрит их хотя бы на интернет-платформах.
Справка: премия «Золотой орел» учреждена Национальной академией кинематографических искусств и наук России (президент Академии — Владимир Наумов). Присуждается с 2002 года по итогам голосования действительных членов и членов-корреспондентов, список которых можно найти на сайте Академии.