Если кто-то из нас еще сомневается в том, что жизнь прекрасна (а таких, подозреваю, немало), ему срочно надо в Московский театр мюзикла на спектакль Михаила Швыдкого, где эта самая формула не просто доказывается, а поставлена в заглавие.
В нынешнее не самое благополучное время мелькающие в разных концах Москвы афиши с веселым Михаилом Ефимовичем, пританцовывающим под броской надписью «Жизнь прекрасна», радуют редким и оттого еще более ценным оптимизмом. О том, насколько основателен лозунг телеведущего, экс-министра, дипломата и прочая-прочая (список амплуа можно длить), и говорит поставленный им совместно с супругой Мариной спектакль в Московском театре мюзикла, опять же им, Михаилом Швыдким, и основанном.
По сути тут соединены три истории: Театра мюзикла, мюзикла вообще и самого Михаила Ефимовича. Артисты труппы разыгрывают фрагменты из лучших музыкальных комедий и киномюзиклов мира – «Скрипач на крыше», «Серенада солнечной долины», «Кабаре», «Чикаго»… Отечественному материалу повезло чуть меньше – кроме песен Дунаевского из фильмов 1930-х годов, «Темной ночи» Богословского, милых пахмутовских «Девчат» и еще пары киношлягеров, не спето ничего из сценических произведений. Разве что показали небольшой блок эстрадных песен 1960-х – впрочем, сохранивших до сих пор свое очарование, а если вспомнить, под каким идеологическим прессом создавались все эти «Последние электрички» и «Черные коты», то талантом и самостоянием их авторов нельзя не восхититься.
Возможно, такой репертуарный выбор сделан потому, что надо было акцентировать внимание на продукции самого Театра мюзикла – спектаклях «Все о Золушке», «Чудеса и куролесы», «Преступление и наказание», «Принцесса цирка» (кусочек которого, правда, показали без его главной фишки – участия настоящих цирковых артистов с настоящими цирковыми номерами).
Так или иначе, публика получила два часа хорошей, в значительной своей части, музыки и крепко профессионального, хотя не всегда очень уж яркого исполнения. Иной раз сравнение нынешних звездочек с оригинальными исполнителями работало не в пользу первых: если, например, Валерия Ланская еще может тягаться с Лолитой Торрес по тонкости талии, то по экспрессии и отточенности вокальной техники – никак. Странно смотрелся в роли Чарли Чаплина и Ефим Шифрин – совсем не та стать. Хор, который одновременно и кордебалет, достоин восхищения, но хореография порой вызывала вопросы: отчего, допустим, «Последнюю электричку» – типичный твист середины 1960-х – сопроводили танцем в духе рок-н-ролла 1950-х? Впрочем, были и удачи – например, великолепное пение и отличная пластика Анны Гученковой в миллеровском шлягере «Чаттануга чу-чу». Надеюсь, я не ошибся в имени актрисы – в программке почему-то фамилии исполнителей не указаны, надо искать их в общем списке участников труппы, снабженном, к счастью, фотографиями.
Но все в целом не вышло бы за рамки средне-уровневого шоу в изрядно устаревшем жанре эстрадного обозрения, если бы не участие самого Михаила Швыдкого. Михаил Ефимович с бабочкой от легендарного кукольного конферансье Эдуарда Апломбова и в вызывающе-красных кедах сыпал историями: рассказывал о босоногом детстве на углу Селезневки и Краснопролетарской, о встречах со знаменитыми артистами… Например, о том, как утешил однажды Леонида Утесова, обиженного на то, что за фильм «Веселые ребята» ему не дали ни звания, ни ордена, а только подарили фотоаппарат: «Леонид Осипович, вспомните, что сценариста Эрдмана вскоре посадили, оператора Нильсена вовсе расстреляли, а вы фотоаппаратом отделались».
Правда, шоу чуть было не украл под конец Полад Бюльбюль-оглы: вышел для того, чтобы вручить Швыдкому награду от президента Азербайджана, а на деле устроил сет из своих хитов, да еще спел их так, будто и не прошло с появления знаменитого музыкального фильма «Не бойся, я с тобой» почти 40 лет. Впрочем, это ведь тоже из области отечественного мюзикла – мы тогда жили в единой стране. То есть опять-таки «в кассу» Михаила Ефимовича.
Бесспорно, человек, к своему дню рождения (5 сентября Швыдкому стукнуло 70 лет) получивший, а отчасти и устроивший себе такой подарок, как нынешнее представление, имеет все основания считать себя счастливым и сказать: жизнь прекрасна!
Хотя если, как принято в юбилей, подводить итоги более широко, то не одни только звездные шоу были в этой жизни. Нет-нет да и припомнит сегодня иной вредный критик Михаилу Ефимовичу его спорные поступки, например, на посту министра культуры: а зачем Бременскую коллекцию хотел в Германию отдать? А почто великого дирижера Светланова из Госоркестра уволил?.. Но к мюзиклу все эти давние истории не имеют отношения и потому в спектакле отражения не нашли. Давайте же и мы нынче не будем на это напирать. Все-таки праздник у человека. Поздравляем, Михаил Ефимович!