Впрочем, называть Монхайт джазовой певицей было бы не совсем правыильно. Ее репертуар значительно шире. Самлому широкому коуруг слушателей лучше знакома в ее исполнении композиция «Over The Rainbow» вошла в саундтрек к фильму «Небесный капитан и мир будущего» с участием Джуда Лоу, Гвинет Пэлтроу и Анджелины Джоли. А песня «Never Let Me Go» стала главной музыкальной темой картины «Не отпускай меня» с Кирой Найтли и Кэрри Маллиган. Джейн Монхайт является обладательницей нескольких наград Грэмми.
А накануне московского концерта Монхайт корреспонденту «Труда» посчастливилось пообщаться с выдающимися музыкантами в непривычной (для меня) обстановке. То есть, я видел их не из глубины зрительного зала, а ходил вокруг них, пока они репетировали. Фотографировал их. А до начала репетиции и во время перерывов знаменитая американская певица Джейн Монхайт и наш первый саксофон Игорь Бутман ответили на вопросы «Труда».
В репетиционном зале на улице Солженицына, 17 — музыканты из
Впрочем, интересными и порой даже необычными были рассказы известных музыкантов на разные темы.
Игорь Бутман на репитиции. Фото Георгия Настенко
Игорь Бутман о Джейн Монхайт: — Многие знаменитые певцы мечтают вместе выступить и записаться вместе со знаменитыми джазовыми коллективами. Например, с
Мы работаем по принципу: плохо солдат, который не мечтает стать генералом. Так что и мы себе ставим самые высокие планки. И стараемся держаться этого уровня.
29 сентября мы открывает сезон. Но в Москве джаз звучал уже и в августе, и в сентябре. Джазовые коллективы и исполнители выступают в Москве постоянно. По этому уровню — по количеству и качеству выступающих у нас коллективов Москва, несомненно, входит в мировую пятерку городов. С
О спортивных увлечениях Бутмана известно всей России. И потому вопрос на эту тему от «Труда» был адресован только Джейн:
— Проявляете ли вы интерес к спорту?
Джейн Монхайм: — Да. Я очень спортивная. Вся моя семья всегда боготворила баскетбол. Любимая команда у моего мужа — «Бостон Селтик». И, конечно, кумир целого поколения — знаменитый снайпер Лари Берд.
И Бутман здесь добавил: — Но если бы Джейн родилась и выросла в Москве, мы бы ее непременно поставили бы на коньки, и она была бы звездой, поющей на льду.
— А насколько тяжело музыканту вашего уровня сочетать гастрольную жизнь семейной?
Джейн Монхайм: — Я путешествую без перерыва. Мой муж является очень хорошим джазовым музыкантом — ударником. Часто я гастролирую вместе с инструментальным коллективом, в котором он играет. Поверьте, он играет в этой группе не потому, что он мой муж, а потому что он — великолепный барабанщик. И здесь на первом месте стоит профессионализм, а уже потом — семейные отношения. Но когда я выступаю одна, муж просто за компанию вместе со мной едет. Иногда мы берем с собой и четырехлетнего сына. Многие музыканты чувствуют себя несчастными потому, что большую часть года живут вне семьи, а детей воспитывают чуть ли не через скайп. У меня, к счастью, этой неприятности нет.
Игорь Бутман: — Мой жена, к сожалению, не профессиональный музыкант. Жизнь музыканта тяжела
— Расскажите — каков бывает примерный график гастролей.
Игорь Бутман: — Рассказываю за последние три месяца. Летом у нас были очень интенсивные гастроли в Вашингтоне, в Филадельфии. Потом поехали в Лондон и сдали все, что было в наших силах, чтобы россияне завоевали 26 золотых медалей. Затем были гастроли в Италии, фестиваль в Японии. Во Владивостоке выступали перед саммитом
— Профессиональные музыканты жалуются, что во время гастролей они мало что видят, кроме аэропортов, гостиницы, ресторанов и концертных залов. А были у вас приятные исключения за последний год?
Джейн Монхайт: — Для меня этим приятным исключением стала Москва, куда я приезжаю второй раз за последний год. Для меня приятные впечатления оставили москвичи — те, которые с нами сотрудничают в процессе подготовки к концерту и во время него, и даже совсем малознакомые люди, которые постоянно стараются нам помочь или просто сделать нам приятное. Обстановка очень дружелюбная, и я скажу: такое бывает нечасто, когда приезжаешь в незнакомые тебе места. Я это очень высоко ценю. Приятно чувствовать здесь себя как дома. Летишь сюда чуть ли не
Игорь Бутман: — До
Когда ездили по России, заметили — как наша страна преобразилась. Набережные Челны раньше были провинциальным невзрачным городом, в котором по приезду сразу хочется заснуть в гостинице, потом проснуться лишь для того, чтобы отыграть в ДК КамАЗ, потом напиться и уехать домой. А вот сейчас город стал очень красивым, по его кварталам, особенно по центру гуляешь с удовольствием. Некогда мрачный Свердловск стал красивым мегаполисом Екатеринбургом, там хочется радоваться современной архитектуре. Во Владивостоке сразу хочется погулять по набережной, сходить купаться. Мы всегда стараемся еще до приезда заранее почитать историю города. А потом все эти достопримечательности увидеть и своими глазами. Смоленск просто поразил своими красотами старины. В
Джаз — изобретение американское. А как часто вы выходите за англоязычный репертуар?
У микрофона Джейн Монхайт. Фото Георгия Настенко
Джейн Монхайт: — Я стараюсь исполнять музыку не только американскую. Но это сопряжено со многими трудностями. Например, когда пела бразильские композиции, решила это делать на португальском языке. Потому что при изменении текста в значительной мере изменяется звучание, чаще — в худшую сторону. Впрочем, и исполнение хорошо известных вещей тоже непростое дело. Каждый раз ты делаешь вызов исполнительскому мастерству твоих предшественников. Оригинальная версия, как правило, несет в себе высокое исполнительское мастерство. Твое исполнение всегда — интерпретация. И надо вложить в исполнение свою собственную историю, иначе композиция не будет звучать — как должна звучать. Часто, когда объявляют в моем исполнении
И напоследок ответом на вопрос о любимом месте его выступлений Игорь Бутман повеселил анекдотом:
Идет спектакль, а человек уходит из театра после первого акта. У него спрашивают: вам пьеса не понравилась? Нет, написано великолепно. Может быть, исполнение плохое? Да нет, артисты играют очень хорошо. А что же вы уходите? Да просто одному в зале жутковато сидеть.
У меня любимая площадка — клуб на Уланском переулке. Все площадки могут быть хороши. Там, где есть много людей — там для меня наилучшая площадка. Играем мы для людей, и им всегда рады.