27 августа 1919 года Совнаркомом был издан декрет о национализации кинодела в стране. В память об этом событии стал отмечаться День советского, а позднее — российского кино. Накануне праздника мы попробовали выяснить, что думают о состоянии современного российского кинематографа его прилежные зрители.
Олег Попцов, писатель
— Мы с женой живем неподалеку от Киноцентра на Пресне. Там 28 залов, в которых обычно показывается 16 американских и английских фильмов, восемь немецких и французских да пара российских. Вот вам ответ на вопрос о состоянии отечественного кино. На переходе из советского в российское кино наше рухнуло, и тогда плечо киноискусству подставило ТВ. Но телевидение, дав актерам заработок, превратило искусство в конвейер. Деньги — начало прогресса, но в большом количестве они его конец. Важнейшая задача, стоящая перед сегодняшним кинематографом, — дать старт новому поколению режиссеров. Площадка, экран, возможность участвовать в кинофестивалях — вот что им, молодым, требуется, чтобы поспеть на смену Сокурову, Шахназарову, Говорухину и другим мэтрам, которых я люблю и уважаю.
Дмитрий Дибров, телеведущий
— В нашем кино успешно реализуют себя несколько крупных режиссеров старшего и среднего возраста. А вот с молодежью сложнее. Как «легким движением руки брюки превращаются в шорты», так с помощью этого поколения искусство становится нехитрым ремеслом. Людьми, ничего не имеющими за душой, пишутся отвратительные сценарии и снимаются идиотские фильмы в надежде «взять кассу». А она, подлая, не берется. Все рецепты списываются с Запада, но при этом мало кто удосуживается не то чтобы поехать на тот же Запад поучиться, но хотя бы просто скачать из интернета нормальный учебник кино. В общем, придется подождать, пока выскочки окончательно не осточертеют публике со своми «Елками» и «Горько», — тогда, глядишь, из какого-то городка и заявится в наш кинематограф новый Василий Макарович Шукшин.
Виктор Раков, актер театра и кино
— Экономический кризис привел к спаду в кинопроизводстве, сейчас снимается фильмов гораздо меньше, чем планировалось еще год назад. Съемки зависли или вообще не начались. Остается уповать на сериалы, которые теперь снимаются на качественно другом уровне и все больше приближаются к художественному кино. Думаю, именно благодаря сериалам наше кино сумеет пережить нынешние экономические потрясения.
Владимир Пресняков-старший, музыкант
— В последние годы я смотрю российские фильмы охотнее зарубежных. Окрепла целая плеяда актеров — мне, например, очень нравятся роли Евгения Сидихина, Евгения Миронова, большое впечатление произвела сыгравшая главную роль в фильме «Кипяток» Светлана Лебедева. Влюбился в Лику Нифонтову... Словом, у нас есть кому играть. А вот с тем, что играть, сложнее. Засилье детективных сюжетов, блокбастеров не только обедняет наш экран, но и отучает зрителя от глубоких чувств и мыслей. Если три минуты никого в кадре не убили, ему скучно.
А следующие поколения кинотворцов будут равняться на эти вкусы... Тупик! Кинематографисты, естественно, жалуются на нехватку денег, на законы рынка, но мне кажется, что талантливые люди должны ставить перед собой высокие цели. В советском кино не все были Тарковскими, но само его присутствие поднимало планку.
Эдгард Запашный, руководитель Большого московского цирка
— Я от нашего кино очень многого жду, поскольку не понаслышке знаю, сколько в этой индустрии по-настоящему талантливых и быстро обучаемых людей. И все-таки им не получается выйти на мировой рынок, нашим кинематографистам нечего противопоставить диктатуре Голливуда... Нужно идти по пути французов. Они долго и вдумчиво на законодательном уровне помогали своим производителям в борьбе с засильем американской кинопродукции, вырастили звезд мирового уровня — и вывели французское кино в мировой прокат. Здесь важна не кампанейщина, а целенаправленные усилия государства в содружестве с представителями киноиндустрии.
Алексей Козлов, музыкант
— Будем все-таки справедливы: наше кино после полного провала в 90-х находится в процессе возрождения. Явились новые режиссеры и актеры, вышли замечательные фильмы, причем связанные корнями с Россией, ее историей и людьми, здесь проживающими. И чувство патриотическое в ряде картин присутствует не дутое, а глубокое и искреннее. Мне как музыканту нравится, что сегодня в нашем кино, в том числе и в телесериалах, зазвучала качественно сделанная музыка. Вот еще бы добиться того, чтобы российский зритель в массе своей смотрел отечественные фильмы, а не жевал ту жвачку, которой заполнены экраны в наших кинотеатрах.
Вера Глаголева, актриса, режиссер
— Очень много пустоты на экране, порой — сплошное белое пятно, картинки ни о чем. Создается впечатление, что новый темп, в котором сегодня снимается кино, диктует и новый стиль, когда у режиссеров просто нет времени разбирать с актерами их роли, думать над деталями... Конечно, остаются люди, сохраняющие верность вечным идеалам, они все еще присутствуют по обе стороны экрана — и среди профессионалов, и среди зрителей. Мне ближе других аудитория телеканала «Культура», пусть и не самая многочисленная, зато отличающая настоящее от подделки, имитации.