В чем причина такого внимания? Деятельность эскулапов, как и деятельность блюстителей порядка, дает неограниченный простор для фантазии сценаристов.
Рай для сценаристов
Преимущества очевидны. Через руки медиков проходят десятки людей, каждый не только со своими болячками, но и с профессией, бедами, чаяниями. Со своей судьбой, словом. Таким образом, сценаристы на стержень в виде главного героя легко могут нанизать множество увлекательных сюжетов. Про олигархов, брошенных жен, влюбленных юношей. Про тех же ментов с бандитами. Кабинет-то у доктора один, зато, покидая его пределы вслед за очередным пациентом, можно окунуться в детектив, мелодраму, комедию.
При этом сами врачи, решая вопросы жизни и смерти других, остаются живыми людьми. Влюбляются, ссорятся, воспитывают детей. И их собственные жизненные ситуации придают долгому и разножанровому повествованию целостность.
Ну и, что немаловажно, медицина для большинства зрителей – не абстрактное понятие. О здоровье наши граждане любят поговорить не меньше, чем о воспитании детей и политике. Рассуждать о болезнях придуманных персонажей можно с таким же знанием дела, как о недугах соседей.
Словом, рай для драматургов. Хватило бы фантазии! Хватает, увы, не всегда. И не только на побочные, «пациентские», сюжеты, но и на образы главных героев.
Дурной пример заразителен
Сначала сериальные целители были исключительно добрыми. Так, скажем, доктор Конрад Стайнер из популярного в середине 1950‑х «Медика» не только без устали лечил выдуманных персонажей, но в конце каждой серии еще и обращался напрямую к зрителям, рассказывая о современной медицине. Прямо как Елена Малышева. А беззаветно преданная своему делу доктор Куин, женщина-врач? А любимец дам доктор Росс в исполнении Джорджа Клуни в популярнейшей «Скорой помощи»?
Доктора тех славных времен обладали золотым характером, умели быть душевно щедрыми. Благостную картину испортил доктор Хаус из одноименного сериала. Будучи личностью весьма непростой, он открыл широкую дорогу на телеэкран своим последователям. В том числе и в проектах российского происхождения («Доктор Тырса», «Интерны», «Склифосовский»).
Из личного дела…
… доктора Хауса
Блестящий диагност. Замкнут, резок и циничен. Не обременяет себя правилами хорошего тона. Временами кажется, что он полностью лишен чувства сострадания. Его любимое утверждение: «Все лгут». Испытывает постоянные сильные боли в ноге, от которых спасается, принимая лошадиные дозы наркотика. Семейным отношениям предпочитает услуги проституток. Трогательно привязан к своей крысе.
… доктора Тырсы
Травматолог, хирург, диагност, специалист по лечению спортивных травм. Атеист. Циник. Считает, что «спортсмены, как дети, постоянно лгут». В профессиональной сфере известен как авантюрист: берется делать операции, на которые ни один другой хирург не решается. Его семейная жизнь не удалась. Гражданская жена несколько лет находится в коме, потом умирает. Имеет непростые личные отношения с заведующей патологоанатомическим отделением Женей Зайцевой. Курит, злоупотребляет алкоголем.
… доктора Быкова
Заведующий терапевтическим отделением. Отличный специалист, но обладает скверным характером. Часто ироничен и язвителен. Состоит в затяжном романе с главврачом больницы Анастасией Константиновной. В прошлом – байкер по кличке Ящер. Увлеченно играет в видеоигры. Трогательно ухаживает за цветком по имени Игорь.
… доктора Брагина
Хирург НИИ имени Склифосовского. Блестящий врач, умеющий принимать нестандартные решения. Имеет сложный характер. Давно утратил романтичность, превратившись в циника. Его не интересуют чужие чувства и желания, а игра в любовь только развлекает. При этом имеет репутацию ловеласа. И только с появлением в отделении заместителя начальника Ларисы взгляды Брагина меняются.
Сходство не случайно
Не правда ли, есть в личных качествах вышеперечисленных господ некие общие черты? Нет-нет, я ни в коем случае не хочу упрекнуть создателей трех качественных российских сериалов в плагиате. Все эти проекты очень разные, а «Интерны» – так и вовсе ситком. Да и упрекнуть превосходных актеров Михаила Пореченкова (Тырса), Ивана Охлобыстина (Быков), Максима Аверина (Брагин) в подражательстве великолепному Хью Лори было бы кощунственно.
Но и написать в титрах классическую фразу «Любое сходство главного героя с доктором Хаусом просьба считать случайным» рука не повернется. К слову, в тех же «Интернах» есть прямые отсылки к «Хаусу». Так, один из коллег Быкова говорит, чтобы тот «не включал доктора Хауса». А еще Быков, как и Тырса, свято убежден, что все пациенты врут.
И все же, если это не плагиат, то почему их, таких похожих, сразу столько? Потому что Хью Лори удалось создать удивительно обаятельный образ. Ведь давно известно, что негативные черты неординарного человека могут притягивать куда сильнее, чем благостные. А люди с похожими характерами могут работать в одной профессии и в разных странах.