Главная Культура 00:17 27 Августа 2013 18595
Горький хлеб «сладкой женщины»

28 августа народная артистка России Наталья Гундарева отмечала бы 65-летний юбилей

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

В эти дни народной артистке России Наталье Гундаревой исполнилось бы 65 лет. Всего-то. Она могла бы еще жить, творить, как живут и активно работают в искусстве ее однокурсники по Щукинскому училищу — Константин Райкин, Наталья Варлей... Но Гундаревой нет с нами уже восемь лет. Болезнь сразила актрису в зените всенародной любви, на пике карьеры. Прошедшие после ее кончины годы сполна показали: при всем обилии талантливых актрис, которыми по-прежнему богата наша земля, замены Наталье Гундаревой так и не нашлось.

Сыгранные актрисой роли я бы сравнил с космосом, с разнообразной и разноликой человеческой Вселенной. Она была большой и по-настоящему универсальной актрисой — вне застывших типажей, вне прилипчивого амплуа. Среди доброй сотни ее сценических и экранных работ были девчонки с городских окраин и купчихи, дамы полусвета и деревенские бабы, коварные искусительницы и обманутые жены, многодетные матери и одинокие разведенки, заносчивые графини и тороватые буфетчицы, чиновницы и алкоголички, императрицы и бандерши...

По сути, Гундарева, как, возможно, мало какая из актрис ее поколения, воплотила в череде своих ролей собирательный национальный женский тип — то смиренно-скромный, то безудержно-размашистый. Тот самый, о котором писал еще классик: «Есть женщины в русских селеньях»...

Наталье Гундаревой, ее героиням и фильмам, ее глазам и веснушкам верили. Не только потому, что играла она всегда ярко, убедительно, а и потому еще, что для публики она всегда была «своей», «нашей Наташей». Гундарева, в отличие от многих субтильных кинодив, похожих на вымоченных селедок, не обладала расхожими голливудскими стандартами. Даже после неизбежных в актерском деле диет, выматывающих репетиций и ночных съемок она все равно тяготела к более привычным (и органичным) для России пышным женским формам. И уже одно это не воздвигало барьера между экраном и залом, между актрисой и основной массой зрителей. А кроме того, она не выпендривалась на публике, не играла в звезду, живущую в башне из слоновой кости. Проведя детство в коммунальной квартире на Таганке, переиграв на заре творческой биографии десятки эпизодических ролей, она была плоть от плоти своего много и трудно работающего народа. И народ это чувствовал и ценил.

Гундарева вела сосредоточенный, одинокий, даже замкнутый образ жизни. Не ходила на светские сборища, не любила давать интервью. Характер у нее был, по ее собственным словам, не сахарный, хотя ее титульный фильм и назывался «Сладкая женщина». Не раз видел, как Наталья Георгиевна могла вспылить, достаточно жестко отшить навязчивого поклонника или надоедливого журналиста. Да и с людьми повыше особо не церемонилась, если те лезли в душу, навязывали свой стиль общения.

Как-то она сама решила побывать «наверху», сходила в депутаты, но там ей не понравилось. После бессмысленных словопрений в Госдуме она окончательно поняла, что ее судьба — это родная сцена Театра имени Маяковского, которому отдала 30 лет жизни, и кино, где она работала с такими корифеями режиссуры, как Андре-й Смирнов, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Карен Шахназаров, Виталий Мельников, Леонид Марягин, Владимир Фетин...

Детей у Гундаревой не было, хотя она и успела побывать в трех браках. Не завела по молодости, по глупости, говорила она, а потом уже поздно было. Может, еще и поэтому актриса так много, азартно, взахлеб работала, не щадя себя. Не умела играть на одной лишь технике, всегда выкладывалась столь самозабвенно, что, по ее собственным словам, порой сердце выскакивало из груди — как у гончей собаки.

Чего скрывать: Гундарева не обладала железным здоровьем. Много лет страдала от гипертонии, но при этом серьезно не лечилась. И никак не могла расстаться с пагубной привычкой к курению, что усугубляло проблемы с сосудами. В 1986 году попала в серьезную автомобильную аварию, почти год приходила в себя. Это было первое предостережение от Бога, но она его не расслышала. На все предложения отдохнуть, съездить в санаторий Гундарева привычно отмахивалась — мол, работа лечит. До поры до времени так оно и было, но в какой-то момент она просто загнала себя. В итоге — обширный инсульт мозга, случившийся жарким июльским днем 2001 года.

Из таких передряг обычно уже не выползают. Врачи в лучшем случае прогнозируют инвалидность, паралич, распад личности. Но случившееся с Гундаревой иначе как чудом назвать нельзя. Уже через десять дней она пришла в себя, а через год выписалась из больницы. Еще три года с фантастическим упорством боролась за свою жизнь с помощью врачей и любящего мужа — актера «Маяковки» Михаила Филиппова, который находился при ней каждую свободную минуту.

Она училась заново ходить, разрабатывала отказавшую левую руку, чуть ли не криком кричала, когда ей делали болезненный массаж, но требовала: еще, еще! Она не хотела остаток жизни пролежать в качалке у телевизора, а мечтала жить наполненной жизнью, собиралась вернуться на сцену. Благо к ней в полной мере вернулись память, речь, ее неизменно острое мышление. Одно время у коллег, признавалась мне партнерша Гундаревой, народная артистка России Светлана Немоляева, появилась надежда, что Наташа одолеет недуг и вернется на сцену. Но после неудачной прогулки, когда Гундарева упала и ударилась затылком о лед, болезнь вернулась...

Еще до болезни актриса надеялась, что в старости не будет ни для кого обузой и уйдет на небеса в одночасье, «легко оттолкнувшись от земли одной ногой». Судьба распорядилась иначе. Выплыв после первого инсульта из небытия, она сказала: Бог посылает испытание только сильным людям. Гундарева, неожиданно для многих, оказалась очень сильным человеком. И вынесла все выпавшие на ее долю испытания с величайшим мужеством и человеческим достоинством, сыграв — уже не на экране, а в жизни — самую драматичную, самую горькую и самую великую свою роль. С тем и ушла в вечность.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9532
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7234
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?