Вчера отметил свое 80-летие Анатолий Мукасей, один из самых успешных советских кинооператоров. В числе его работ «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Внимание, черепаха!», «Чучело», «Гардемарины» и многие другие фильмы, любимые разными поколениями кинозрителей. Накануне юбилея Анатолий Мукасей побеседовал с корреспондентом «Труда».
Анатолий Михайлович, начнем с того, что первые годы вашей жизни прошли в США...
— Да, мои родители работали в советском консульстве в Лос-Анджелесе. Хороший город, если любишь кино. Запомнилось, когда родители поехали со мной на мероприятие, где предстояло встретиться с Чарли Чаплином. Но тот, увы, почему-то не приехал. А я, пятилетний пацан, упустил шанс лично познакомиться с великим комиком. Еще мне запомнился Теодор Драйзер. Он сидел у нас в гос-тях, разговаривал с родителями, выпивал, а я на полу играл с машинками. Иногда он переключался на меня. Но я, конечно, не догадывался, что передо мной великий писатель. Так, обычный подвыпивший дядька...
— Потом в течение 25 лет ваши родители месяцами и даже годами находились в дальних командировках.
— Родители так никогда и не сказали мне о роде своих занятий. Кое о чем я стал догадываться уже старшеклассником, когда мне приносили письма от них на очень тонкой папиросной бумаге. Их приносили не почтальоны, а коллеги отца по работе. Я с детства мечтал быть кинооператором, но перед этим грезил о профессии разведчика. Надеялся совмещать, но родители сумели меня убедить, что лучше все-таки посвятить свою жизнь одному кинематографу.
— Правда ли, что вы, впервые увидев Светлану Дружинину на обложке журнала, уверенно заявили родителям, что она станет вашей женой?
— Именно так. С той разницей, что я ее увидел на экране. В фильме «За витриной универмага», где она играла роль продавщицы Сони. А насчет женитьбы — да, как сказал, так и получилось.
— В первом вашем совместном фильме «Исполнение желаний» она была новичком, а вы — уже опытным оператором. Приходилось ее чему-то учить?
— Помогать — да. Но я всем режиссерам помогал, как же без этого? А Светлана на тот момент уже была опытным человеком в кинематографии — в 18 фильмах снялась. Зачем ее учить, она на тот момент многое знала и умела.
— Знаменитый актер Евгений Леонов рассказывал, что какие-то сценки в фильме «Большая перемена» придумал оператор Мукасей. Их в сценарии не было?
— Видимо, речь идет об эпизоде, когда его персонаж — великовозрастный школьник Степан Леднев — решил воспользоваться «ультрасовременным» способом заучивания уроков, запоминая информацию во сне. А в итоге он запомнил отрывки из детектива, который ночью слушала его дочь, и ляпнул на уроке: «Сэр Джонс, ваша карта бита...» Я просто иронически обыграл увлечение, которое тогда пытались ввести в моду. Не считаю себя соавтором сценария. Я им подкинул идею, а они расписали и воплотили. А в реальной жизни я не знал такого случая, чтобы кто-то так «залетел», как Леднев.
— Почему для замечательного фильма «Берегись автомобиля» Рязанову не удалось раздобыть цветную пленку?
— Да не в этом дело! Для меня было ужасным лицезреть «Берегись автомобиля» в цветном варианте, чуть не стошнило. И Рязанов в гробу перевернулся бы, увидев, как его раскрасили. Будь у меня в 1966 году цветная пленка, я бы все сделал совсем по-другому. А Эльдар Александрович с самого начала задумывал этот фильм как черно-белый, чему вполне соответствует его жанр, его стилистика — иронический детектив.
— По ходу съемок вы чувствовали, что фильм станет всенародно любимым?
— Нет, никогда. Это касается и «Берегись автомобиля», и других лент, ставших знаменитыми. Будущий успех в процессе съемок никогда мне не удавалось предугадать.
— Правда, что из-за профессии родителей вы долгие годы были невыездным?
— Да. А перед моей свадьбой папа и мама даже Свету предупреждали, что эти ограничения могут и на нее распространиться. Впрочем, мы напряженно работали, некогда было путешествовать. В начале 1980-х мы с ней свободно выезжали на отдых в Болгарию и были рады. А в 1986-м в связи со съемками фильма «Чичерин» мне довелось поездить по миру.
— Когда я впервые увидел вас на матче женского волейбольного чемпионата, удивился...
— Звезда отечественного волейбола Екатерина Гамова — дочь моего сына Михаила. Он, кстати, тоже кинооператор. Так что при любой возможности мы со Светланой ходили на ее домашние матчи. К тому же я сам выступал за юношескую сборную Москвы по волейболу. И с будущей женой познакомился возле волейбольной площадки — Светлана Сергеевна неплохо играла. Так что все в жизни закольцовано.