108 минут — столько длился полет Гагарина в космосе. Именно столько длится фильм Павла Пархоменко «Гагарин. Первый в космосе». Хотя о Гагарине сняты документальные фильмы, написаны сотни книг, но до сих пор не создан его художественный образ в кинематографе. Создатели картины (продюсер Олег Капанец и режиссер Павел Пархоменко) решили восполнить этот пробел. И сделали полнометражный художественный фильм о том, как один из трех тысяч советских летчиков-истребителей становится первым в мире космонавтом. Юрия Гагарина в нем играет молодой театральный артист Ярослав Жалнин. Он невероятно на него похож: та же обаятельная улыбка, та же ямочка на подбородке, какая-то особая плавность движений: А что еще потребовалось для работы над этой ролью?
Когда меня пригласили пробоваться в «Гагарине», я с радостью согласился. Хотя и не рассчитывал, что получу главную роль.
— Но почему? Вы ведь так похожи на первого космонавта!
— Как ни странно, мне никогда никто этого не говорил. Хотя Гагарина я с детства люблю. Для меня он — настоящий герой, легенда, светлое пятно в сложной советской истории. Я горжусь, что родился в той же стране, что и он. В СССР! Поэтому, когда продюсеры меня позвали на кастинг, я решил, что буду пробоваться на какого-то другого героя-летчика. На меня посмотрели и: Капанец с Пархоменко говорят: нет, пробуйся только на него, на самого Гагарина. Я испытал настоящий шок. И он длился целых полгода — именно столько шли пробы, так долго меня утверждали на эту роль, о которой артист может только мечтать.
— Вы ведь учились во ВГИКе, в актерской мастерской Александра Ленькова и Сергея Алдонина?
— Да, и я им невероятно благодарен. Это чудесные мастера, которые работают в Театре Моссовета. Институт я закончил в 2008 году, а в кино начал сниматься еще раньше, в 2003-м. В самых разных фильмах, таких как, например, «В Париж!», «Пара гнедых», «Караси», «Метро», в сериале «Шахта».
— Но театр не забросили?
— Нет, что вы! Я работаю постоянно в булгаковском театре-студии «Бу...», выступаю в экспериментальных спектаклях-экскурсиях. Играю Максудова из «Театрального романа», кота Бегемота из «Мастера», в спектаклях «Алиса в Стране чудес», «Мой папа». В Театре Моссовета играю еще в спектаклях «Елизавета Бам», «Шум за сценой». Участвую в спектаклях Сергея Алдонина в Театре им. Станиславского «Ромео и Джульетта», «Мастер и Маргарита». Мне пока все это нравится, в радость.
— Ваши родители тоже артисты?
— Нет, мой папа — полицейский, полковник. Я закончил школу в Нижнем Тагиле и приехал в Москву учиться дальше. Хотел во МХАТ, но не поступил, не прошел по конкурсу. Но не расстроился, пошел работать, потом уже поступил во ВГИК.
— Вы сыграли Гагарина, человека-легенду. Что вам нравится в его характере больше всего?
— Наверное, его исключительная скромность. Деликатность. Невероятная простота в общении — и с колхозниками, и с королевами, и с президентами. Он везде общался на равных, был в любой среде своим человеком, его все невероятно любили. Его популярность в народе была просто сверхъестественной.
— В 7-м павильоне Мосфильма, где снималась картина, была построена специальная центрифуга. Вас на ней крутили?
— И не только на ней. Мне пришлось серьезно заняться физической подготовкой. Я не только бегал, тягал штангу, тренировался на турниках, но крутился на центрифуге на космическом заводе, летал в качестве второго пилота в спортивном самолете. Кстати, в самой космической капсуле провел трое суток и в невесомости побывал несколько секунд.
— А в центрифуге страшно?
— Безусловно, это упражнение требует от тебя титанического труда и терпения. Я выдержал недолго — всего 20 минут. Но знаю, что космонавты занимались ежедневно в течение нескольких лет. Для этого, безусловно, нужна хорошая физическая форма, огромная выдержка, сила воли...
— В картине много семейных сцен. Особенно трогательно выглядят муж и жена Гагарины, заботящиеся о своем первом ребенке...
— Мы понимали, что на самом деле это материал достаточно сложный. Много личного. И старались никого не обидеть — играть очень деликатно и тонко.
— Когда выходит байопик о человеке, чьи родные еще живы, зачастую те недовольны трактовкой образа. Претензий от родственников первого космонавта не поступало?
— Нет. Хотя знаю, что они (вдова и дочери) относятся к фильму очень щепетильно. Но это и понятно. Я знаю, что при подготовке фильма они сотрудничали с продюсерами, консультировали картину. Я сам с ними во время съемок не общался, не получилось. Это и к лучшему. Думаю, я испытал бы некий прессинг, почувствовал бы и неловкость. У них же в памяти свой Гагарин, любимый муж и заботливый отец. Для нас — герой, для них — родной человек. И очень трудно соединить эти ипостаси. Но я старался. Хотя повторить гагаринскую улыбку невозможно.
Наше досье
Ярослав Жалнин родился 25 марта 1986 года на Урале, в Нижнем Тагиле. В школе занимался бальными танцами, цирковой акробатикой, участвовал в самодеятельности. В 17 лет приехал в Москву поступать в школу-студию МХАТ, но не прошел последний тур. В 2004 году поступил во ВГИК на актерский факультет, который окончил в июне 2008 года.
С 2010 года — актер театра-студии «Бу...» при Булгаковском доме. Играет также в спектаклях Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Московского драматического театра им. К.С. Станиславского, Театра им. Моссовета.
Снялся почти в 30 фильмах и сериалах. Обладатель ряда наград и призов за актерскую работу, в том числе приза за лучшее исполнение мужской роли в фильме Егора Абраменко «Коллекционер» на XXVII Международном фестивале ВГИКа.