Завершился телесезон. Главные программы федеральных каналов одна за другой уходят в отпуск. Значит, пора подводить итоги. Ведущий измеритель телеаудитории «TNS-Россия» уже посчитал рейтинги и доли и определил лучших, по своей версии. Проделали это и другие. Самым успешным, по общему мнению, проектом сезона стало шоу Первого канала «Один в один». И в этом нет ничего удивительного.
Параллельная реальность
Оговоримся сразу: как всегда, самая большая аудитория была у новогоднего обращения президента. Но это заслуга не данного телевизионного формата, а праздничной традиции. Ну а из сугубо телевизионных продуктов на первом месте действительно оказались 13 выпусков музыкального конкурса «Один в один», которые собирали у экрана примерно четверть всех телезрителей. Что ж, закономерно.
Дело в том, что в стране существует несколько параллельных реальностей. Согласитесь, например, что та реальность, в которой живут депутаты, не пересекается с той, в которой живет большинство из нас. Иначе чем объяснить странноватые законы, которые они принимают якобы ради нашего блага?
Параллельная реальность существует и по ту сторону телевизионного экрана. Там все время осуществляются какие-то чудовищные заговоры мирового закулисья. Там вершатся грандиозные стройки и прокладываются дороги. Там олигархи влюбляются в бедных девочек из провинции, а секретные подразделения изо дня в день уничтожают армии террористов. Там кажутся безумно смешными шутки Петросяна. Там обрели себе место «звезды», уверенные в своей неповторимости.
Вспомним, кстати сказать, что самое начало сезона ознаменовалось премьерой четырех серий фильма Андрея Лошака «Россия. Полное затмение». О чем он был? Да как раз о том, как телевидение создает свою реальность и затягивает в нее зрителей. И «Один в один» можно считать ее квинт-эссенцией. Миллионы людей не отрываясь смотрели, как певцы разной степени известности примеряли на себя чужие лица и чужие голоса, стараясь полностью перестать быть собой. Если отрешиться от того, что это все же музыкальный конкурс, то становится страшновато. Прямо бал оборотней какой-то! Такой же холодок пробирал, когда показывали «Высоцкий. Спасибо, что живой»...
О трупах и оборотнях
Который год подряд в итоговом топе большую часть позиций занимают ментовские (в широком и хорошем смысле этого слова) сериалы. Так, на втором месте после «Один в один» оказался «Легавый» (НТВ), а на третьем — «Тайны следствия» («Россия 1»). Кроме того, в списке лучших можно обнаружить сериалы «Карпов», «Морские дьяволы. Смерч» и «Братство десанта» (все — НТВ).
К слову сказать, накануне Нового года руководство НТВ обещало значительно переформатировать свой эфир: убрать часть желтизны, добавить актуальности. Конечно, если сравнить телепрограмму канала до того заявления и сегодняшнюю, кое-какую разницу обнаружишь. Но в целом приоритеты остались те же: как ни включишь НТВ в вечерний прайм-тайм, обязательно нарвешься на труп.
Кстати, о трупах и оборотнях.
Кто был настоящим кумиром телевизионного эфира уходящего сезона? Кому посвящали огромные сюжеты в начале итоговых программ? Конечно, не будем упоминать имя президента всуе. Но из остальных? Премьер? Московский мэр? Обама? Нет, в центре внимания были герои криминальной хроники.
Ну кто, например, до определенного момента знал имя главного по балету Большого театра Сергея Филина?! Многие ли телезрители вообще хоть раз побывали на балетном спектакле? А тут только и разговоров, что об интригах в закулисье главного театра страны. Страсти кипят до сих пор. Кажется, только-только все затихнет, как кто-нибудь обязательно подольет масла в огонь. Недавно вот Цискаридзе объявил, что вовсе и не кислотой плеснули в лицо Филину, а мочой, а тот-де просто симулирует. И опять понеслось...
А многие ли подозревали о существовании блогера и ресторатора Алексея Кабанова до того момента, как он убил свою жену, а потом расчленил ее труп? Кого особо волновал бы опальный олигарх Борис Березовский, если бы он не оказался в петле? А тут сутками напролет только о них и говорили. А сколько эфирного шороху навел белгородский убийца Помазун!
В принципе нет ничего странного, что громкие преступления и несчастные случаи занимают ведущие места в информационном эфире. Так во всех странах. Но не уверен, что там, в этих странах, на ведущих каналах часами обсуждают подробности убийств, смакуют детали, с каким-то сладострастным садизмом допрашивают родственников палачей и их жертв.
Большие надежды
А вот пример совсем другого ТВ. «Это телевидение, которое рассказывает о жизни страны. Не об убийствах, пожарах, не о „паркете“ — встрече руководителей друг с другом», — объясняет Анатолий Лысенко, гендиректор Общественного телевидения России, самого обсуждаемого проекта года.
На словах-то и впрямь здорово звучит, не так ли? Ни криминала, ни официоза. Одна лишь настоящая жизнь. Только что же так скучно-то?
Вообще-то главе Общественного телевидения России уже пора и посочувствовать. Канал вещает немногим больше месяца, да и то в тестовом режиме. Не облаял его разве что ленивый, в то время как количество положительных отзывов можно сосчитать по пальцам. При этом Анатолий Григорьевич держится молодцом. Он уверен, что ОТР — дело архиважное. Не на данный момент, конечно, а в перспективе.
Вот несколько больших цитат из свежего интервью гендиректора корреспонденту Русской службы Би-би-си.
«Да, сегодня Общественное телевидение существует на средства государственного бюджета, а его генерального директора, являющегося и главным редактором, и Общественный совет, который также руководит телеканалом, назначает президент. Значит ли это, что телеканал не является общественным? Вы знаете, вообще довольно смутно и непонятно, что такое Общественное телевидение»...
Вот те на: смутно и непонятно!
И еще. «Дело не в том, кто кого назначает. Впрочем, руководителя Би-би-си тоже назначает королева по представлению премьер-министра. Так что, можно сказать, что это не общественное телевидение? Нет. Би-би-си для нас для всех является своеобразным примером общественного телевидения и радио. Другое дело, когда мне говорят: „А вот сделайте, как в Би-би-си!“ Я отвечаю, что сначала нужно создать Англию со столетними традициями, а потом говорить об общественном телевидении».
То есть когда-то все будет и у нас. Жаль только, жить в эту пору прекрасную...
Однако, судя по риторике Лысенко, он хорошо усвоил знаменитый тезис Горбачева «главное — начать». А там уж залетная сама пойдет.
В этом интервью Лысенко называет сюжеты ОТР, которые считает удачными. Например, про пожарную команду, состоящую из священников. Про адаптацию детей с нестандартным развитием. Он считает важным, что на ОТР не кричат. Но понимает, что люди уже отвыкли от спокойного телевидения. Им, видимо, ближе «Пусть говорят». Он считает правильным, что его канал рассказывает о периферии, в то время как все остальные — о Москве да Питере.
И ведь не поспоришь, все это хорошо. Но опять-таки — не на экране, на словах. На экране куража нет. А кто сказал, что серьезным, социально значимым программам противопоказан кураж?
Смотришь канал и вспоминаешь героев старого анекдота. «Говоришь, на вечеринке у вас скучно было?» — «Да». — «Водки, что ли, мало?» — «Да нет, водки полно». — «А девушки?» — «Были». — «Вы бы цыган позвали, что ли...» — «А мы и позвали. Они посидели, сказали: скучно здесь у вас. И уехали».
И напоследок
Разумеется, в любимчиках зрителей по-прежнему ходит Малахов и его вышеупомянутая программа «Пусть говорят». Но как-то незаметно главными действующими лицами программы перестали быть окружение Пугачевой и прочие поп-звезды. Уж не знаю почему, но самые высокие рейтинги собирали те выпуски, где прямо в студии выясняли, является ли очередной герой шоу биологическим отцом юной героини. И все с нетерпением ждали итогов генетической экспертизы.
В гонке же между каналами места распределились следующим образом: «Первый», «Россия 1», НТВ. Причем с минимальным отрывом друг от друга.