Каждый пятый россиянин считает себя финансово безграмотным. Каждый десятый заявил, что ставит подпись, не читая финансового договора. А еще четверть сограждан подписывают документ, не понимая сути. Такие выводы представили специалисты НИУ ВШЭ.
Дмитрий Мирошниченко, экономист
— Как научиться плавать без воды? Знания о деньгах появляются, когда пройден путь проб и ошибок. Если деньги есть, то вы думаете, куда их выгодно вложить. Если прогорели с кредитом, то начинаете понимать, что такое пени и просрочка. Но подавляющее большинство таких планов не строят, для них главное — дотянуть до получки. А существующие госпрограммы по финансовой грамотности — лишь освоение бюджета, их эффективность низка.
Борис Кагарлицкий, директор ИГСО
— А кто в финансах разбирается — может быть, Силуанов или Набиуллина? Правительство в своей деятельности — от определения валютного курса до подсчета доходов — исходит из заведомо ложных концепций. А вот простые люди, даже если их считают финансово неграмотными, на своем бытовом уровне все прекрасно понимают. И, несмотря на творящееся вокруг безобразие, спокойно работают и никому свои деньги не доверяют.
Антон Носик, блогер
— Уровень любой грамотности проверяется экзаменами, а не опросами общественного мнения. При оценке собственных знаний людям часто свойственно их переоценивать. С другой стороны, уровень финансовой грамотности масс не обязан быть высоким. Для инвестирования накоплений в разные финансовые инструменты существуют специально обученные люди. Что до меня, то я деньги считать умею. Потому что вырос при советской власти, когда их было мало и каждый рубль надо было заработать. Жизнь учила разным вариантам — я получал уроки. Это самый правильный путь познания.
Михаил Аншаков, глава Общества защиты прав потребителей
— Да, наши люди предпочитают не связываться с рынком финансовых услуг. А почему? Нет пропаганды финансовых знаний, толкового преподавания. Огромная вина лежит на банках, компаниях микрокредитования. Массовыми обманами потребителей они создают негативный фон и реакцию отторжения. И только в третью очередь виноваты простые граждане: надеются на авось, не всегда думают на два шага вперед.