О Египте массовая пресса сейчас говорит почти исключительно в политическом ключе. В потоке репортажей об экономическом кризисе, многотысячных народных выступлениях, смещении бывшего президента Мурси тонет информация о судьбе уникального культурного наследия, которым всегда привлекала эта страна — древнейший очаг цивилизации с историей протяженностью более пяти тысячелетий.
«Труд» уже обращался к этой теме сразу после начала египетской революции в 2011 году (см. номера от 08.04.2011 и 01.06.2011). Что происходит в стране сейчас? Как случилось, что небывалого масштаба варварство натолкнулось на небывалой силы сопротивление культурной общественности, и какие уроки из этого могли бы извлечь россияне? Вот что узнал корреспондент «Труда» на круглом столе «Египет сегодня», в московском Культурном центре имени Волошина, известном своими египтологическими проектами и уникальной библиотекой. Инициировали встречу посольство Египта в РФ и Центр гуманитарного сотрудничества и его директор — известный египетский политолог и издатель Мона Халиль.
Потери Египта от двухлетнего правления «Братьев-мусульман» огромны. Это движение насаждало пренебрежительное отношение ко всему неисламскому. Рассказывает действительный член Международной ассоциации египтологов и президент Ассоциации по изучению Древнего Египта «Маат» (Москва) Виктор Солкин:
— С приходом к власти Мухаммеда Мурси с поста министра по делам древностей был удален Мохаммед Ибрагим — специалист с мировым именем, бывший инспектор археологической зоны Саккара, известной своими пирамидами, вместо него назначили представителя «Братьев-мусульман» Ахмеда Эйссу. При нем полиция по делам туризма и древностей (есть такая в Египте), по сути, перестала выполнять свои функции, а в ряде случаев сама перешла к мародерству. Вот истории наиболее сильно пострадавших объектов.
Один из них — некрополь Дахшур в 50 километрах к югу от Каира. Его первые памятники были созданы в XXVIII веке до нашей эры, здесь находятся пирамидные комплексы царя Снофру, отца Хеопса. Под предлогом нехватки места для кладбищ население стало захватывать древние захоронения. На самом деле речь шла о нелегальных археологических раскопках с целью продажи раритетов.
Вот совсем свежая информация, которой в начале этой недели поделились каирские специалисты: очень пострадала археологическая зона Телль эль-Ияхудиэ — руины великолепного дворца Рамсеса III (XII век до нашей эры), известные археологам с XIX века, предметы оттуда хранятся во многих ведущих музеях мира. В воскресенье местная строительная мафия, вооруженная бульдозерами, стала зачищать территорию, чтобы освободить место под очередной торговый центр.
Страшное разорение произошло в Фаюмском оазисе, в некрополе Абусир эль-Малак, основанном еще до создания государства фараонов в XXXII веке до нашей эры и действовавшем до VII века нашей эры. На снимках, сделанных молодым египтологом Моникой Ханной, мы видим мальчишку, несущего фрагмент маски IV века до нашей эры, разрушенный жреческий саркофаг VII века до нашей эры.
Некрополь Абусир эль-Малак. Местный подросток «гордится» самовольно добытым фрагментом саркофага
Глава факультета египтологии Американского университета в Каире Салима Икрам неоднократно рассказывала, что в региональном центре Среднего Египта, городе Бени-Суэф, прямо на улице можно было купить остатки такого саркофага. Некрополь как целостное свидетельство почти четырехтысячелетней истории Египта вплоть до начала мусульманского владычества безвозвратно потерян. Не говоря о прямом кощунстве, которое нельзя оправдать никакими религиозными убеждениями: валяются груды человеческих костей — это все, что осталось от древних мумий после грабежа могил.
И еще пример: Гелиополь — древний город рядом с нынешним аэропортом Каира. На совершенно неразведанном участке археологической зоны Матарийя местные жители, воодушевленные лозунгом «Братьев-мусульман» о том, что древность не ценна, принялись уничтожать памятники, чтобы построить еще несколько коммерческих центров.
Некрополь Абусир эль-Малак после самовольных раскопок
Но Виктор Солкин рассказал и о другом: как варварству противостояла сознательная часть египетского общества, в первую очередь интеллигенция и молодежь. Первая волна пропаж из Египетского музея в Каире в январе 2011 года была остановлена не государством, не полицией, а обыкновенными парнями и девчонками, студентами и аспирантами, молодыми инспекторами Высшего совета по древностям, которые, взявшись за руки, трое суток держали круговую оборону здания. То же самое произошло в знаменитом храмовом комплексе Ипет-Исут (современный Карнак) — там, правда, не было возможности взяться за руки, потому что это территория, равная по площади нашему ВВЦ. С каждой стороны комплекса встали по 100 человек и при помощи муэдзинов соседних мечетей оповещали о приближении грабителей. Так, кстати, был посрамлен тезис «Братьев-мусульман» о мнимой несовместимости ислама и доисламского наследия. А грабителями, между прочим, оказались полицейские.
Были и примеры, когда честные государственные служащие помогали в сохранении памятников. Так, в упомянутом Дахшуре молодые инспекторы археологической зоны обратились к военным, чья база расположена рядом, и те пресекли самовольное расхищение некрополя.
Одним из энтузиастов, организовавших сопротивление вандалам, стала Моника Ханна. 30-летняя сотрудница Американского университета в Каире сплотила по всей стране молодых историков и археологов, которые занялись мониторингом ситуации с древностями. Это ее активисты, несмотря на угрозы в свой адрес, прервали разграбление Абусир эль-Малака. Есть и другие лидеры — например, Махмуд Тарват, инспектор зоны Матарийя, который первым забил тревогу, рассказал о том, как местные жители захватывают землю: поджигают траву, а известняк храмов XIII–XII веков до нашей эры после огня превращается в труху.
— Вандализм — результат того, что Мурси не обращал никакого внимания на судьбу памятников и туристическую отрасль, — считает директор культурного центра археологической зоны Абидос (Южный Египет) Амир Элькарим.
К счастью, рассказал он, юг страны пострадал в минимальной степени — здесь всегда были сильны защитники старины, совместными народными усилиями удалось отстоять знаменитый храм Сети I и другие памятники. Амир очень надеется на восстановление потока туристов, в том числе русских — не пляжных, а тех, что интересуются историей и культурой.
Комплименты России в устах Элькарима звучали неформально. Это подтвердила история, которую рассказал еще один участник встречи в библиотеке Волошина — Виктор Горячев, «просто биолог, интересующийся Древним Египтом», как он представился «Труду». В 2007 году группа россиян, в том числе Виктор Солкин, посетила древний город Ахмим в среднем течении Нила, где крайне редко бывают европейцы. Гости приехали специально, чтобы увидеть недавно поднятый и отреставрированный колосс царицы Меритамон — дочери фараона Рамсеса II, который нашли под мусульманскими могилами местного кладбища. Неподалеку находилось лицо разбитого колосса самого фараона. Сохранность была такая, что на губах различался древний красный пигмент. В следующий раз россияне приехали сюда в 2011 году, после революции, и обнаружили, что местное население надругалось над памятником — сделало из него общественный туалет. Голова колосса Рамсеса II была повреждена, никакого пигмента не осталось. Виктор пришел в ярость, обратился в Высший совет по древностям Египта, главного инспектора в Ахмиме уволили, а за отреставрированным памятником установили особое наблюдение.
— Вандализм в Египте не может победить, — убежден Солкин. — Когда вы слышите, что пострадал какой-то храм или музей, надо отдавать себе отчет, что ситуация временная. Сейчас на пост министра по делам древностей возвращен Мухаммед Ибрагим, он уже объявил о первоочередных мерах по консервации пострадавших археологических зон: на каждую выделяется по 30 тысяч фунтов — не очень много, но и немало по нынешним возможностям. На самом деле очень многие неравнодушные египтяне-интеллектуалы хотели бы сохранить прошлое для будущего и делают все возможное, чтобы уникальные памятники Египта сохранились для грядущих поколений. Для сравнения вспомним разграбление Багдадского музея во время войны западного альянса с Саддамом Хусейном. Вспомним разрушение Ливии, Туниса, Сирии... Всюду общественность молчала, Египет стал единственной страной, где люди вышли рука об руку, чтобы защитить свое культурное достояние. Не правда ли, нам есть чему у них поучиться?