Продолжаем открывать историю войны 1812 года («Труд» совместно с проектом «Руниверс»). Сегодня мы рассказываем о новейшем оружии, которое хотели применить в русской армии. Следующий выпуск будет посвящен тактике ведения боя русскими и французскими войсками. Не пропустите!
Войны всегда сопровождает гонка вооружений. Враждующие армии делают все возможное, чтобы получить преимущество над противником. Накануне наполеоновского вторжения в руках русского императора оказался проект нового оружия, которое способно было внести решающий перелом в исход сражения.
Деньги из казны
Весной 1812 года
Уже 1 мая изобретатель был принят в Вильно императором. Александр I ознакомился с чертежами и тотчас отправил Леппиха в Москву. На реализацию проекта из казны была отпущена астрономическая по тем временам сумма — 320 тысяч рублей.
Бочки вдоль стен дворца
Строительство аэростата в большой тайне велось в подмосковной усадьбе Воронцово при участии 150 плотников и кузнецов, а также швей. Руководил работами московский генерал-губернатор граф Ростопчин. Депеши он отправлял лично императору: «Леппиху нужно 5 тысяч аршин тафты особого приготовления: Кроме того, нужно будет на 50 тысяч рублей серной кислоты и на подобную же сумму железных опилок».
Все было приготовлено, работа закипела. Правда, металлические пружины, с помощью которых экипаж должен был приводить в движение аэростат, лопнули, и пришлось срочно добывать инструментальную сталь за границей. Самым сложным и трудоемким оказалось наполнение оболочки водородом. По матерчатым рукавам из бочек, где шла химическая реакция, шар заполнялся газом. Оболочку развесили на столбах с блоками непосредственно над лодкой.
Шлите пополнение и еростат
Казалось, финиш уже близко. Александр I пишет Ростопчину 8 августа 1812 года: «Как только Леппих окончит свои приготовления, составьте ему экипаж для лодки из людей надежных и смышленых и отправьте нарочного с известием к генералу Кутузову. Я уже сообщил ему об этом предприятии. Но прошу Вас рекомендовать Леппиху быть очень внимательным, когда он будет опускаться в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки неприятелю».
Кутузов с нетерпением ждет. Фельдмаршал получил пополнение, к бою почти все готово. За четыре дня до Бородинского сражения он посылает Ростопчину письмо: «Государь император говорил мне об еростате, который тайно готовится близ Москвы. Можно ли им будет воспользоваться, прошу мне сказать, и как его употребить удобнее. Надеюсь дать баталию в теперешней позиции, разве неприятель пойдет меня обходить, тогда я должен буду отступить, чтобы ему ход к Москве воспрепятствовать».
Сумасшедший шарлатан
Однако 24 августа шар с экипажем не смог оторваться от земли, были неудачными и следующие несколько попыток. Ростопчин написал Александру: «Шар не поднимал и двух человек. Большая машина не готова, и, кажется, нет надежды на успех, которого ожидали от этого предприятия. Леппих — сумасшедший шарлатан».
Французы после вступления в Москву нашли остатки «воздушной лодки», а также «180 бутылей купороса, сверх этого вокруг дома 70 бочек и 6 особых чанов». Эти химикаты наполеоновская комиссия посчитала складом горючих материалов, подготовленных злоумышленниками для поджога Москвы. И французы сами сожгли и уничтожили Воронцово и соседние деревни Петровскую и Шатилово.
Через 120 лет
Чертежей после Леппиха не осталось, и точно не известно, какой объем имел воронцовский шар. Если учитывать заказанное количество материала, то можно предположить, что диаметр составлял
Леппих рассчитал, что 40 гребцов должны были развивать мощность порядка 16 л.с., что при штиле разгоняло бы шар до скорости 40 км/ч. Однако теперь понятно, что для дирижабля такого объема требуется двигатель мощностью как минимум 100 л.с. Однако такие моторы изобрели только в ХХ веке.
Дирижабль был снабжен вертикальными веслами, которые приводились в движение мускульной силой 40 гребцов.
1 — матерчатая оболочка
2 — аварийный клапан
3 — весла с лопастями-клапанами шириной 2 м
4 — руль высоты
5 — «рессора»
6 — рулевой
7 — шпангоуты
8 — фугасы
9 — люк
10 — ракеты
на станках
11 — боевая палуба
Хроника войны 1812 года (даты по новому стилю)
22 июля
При приближении прусских войск к Риге рижский губернатор генерал-лейтенант Эссен приказал сжечь предместья города.
23 июля
Все корпуса
24 июля
25 июля
Корпус Остермана-Толстого под Островно был атакован кавалерийским корпусом Нансути и пехотной дивизией Дельзона и ночью отступил к Какувячино. Генерал-майор Окулов убит.
«Главнокомандующий быв извещен, что неприятельские разъезды показались по дороге к Бешенковичам, приказал графу Остерману-Толстому направить корпус свой на то место. Граф Толстой едва отошел 3 версты, как встретил неприятельские ведеты. Два ведета были сняты, а третий успел встревожить французский авангард. Сей тотчас отрядил полк на встречу двух эскадронов гвардейских гусар.
Дело началось пушечною пальбою, которая продолжалась несколько часов. Сражались с обеих сторон с величайшим упорством. Превосходство сил было на стороне французской; но храбрость наших войск все превозмогла». («Санкт-Петербургские ведомости», № 60 от 26 июля 1812 года.)
26 июля
Сводный арьергард под командой Коновницына весь день отражал нападения войск маршала Мюрата. Французский генерал Руссель убит. Корпус маршала Удино без сопротивления занял Полоцк.
27 июля
Главнокомандующий Барклай де Толли, узнав, что
28 июля
Занятая неприятелем Литва добровольно присоединилась к герцогству Варшавскому.
Подробную версию этих материалов со ссылками на подлинные исторические документы читайте на сайте www.runivers.ru.