Главная Культура 00:07 25 Декабря 2012 3953
Полина Осетинская: Не знаю, удастся ли вернуть добрые отношения с отцом

Зимними вечерами пианистка Полина Осетинская предлагает детям и взрослым слушать фортепианные колыбельные

Сергей Бирюков

Полина Осетинская — человек уникальной судьбы. Девочка-вундеркинд, с 6 лет концертировавшая в главных филармонических залах мира, в 13 порвала с отцом, который до того считался ее главным воспитателем. В 22 окончила экстерном Санкт-Петербургскую консерваторию, потом аспирантуру Московской консерватории и вернулась одной из желанных солисток на те же сцены, где выступала ребенком. Создала семью, воспитывает троих детей. Семейным по духу стал и нынешний проект Полины, о котором она рассказала «Труду» после своего предновогоднего концерта в Мариинском театре.

— У вас скоро выходит альбом колыбельных: Респиги, Шопен, Чайковский-Рахманинов, Батагов, Лист, Сильвестров, Десятников, Шуман. Откуда пришла эта прекрасная идея?

— Мне давно хотелось сыграть программу, от которой люди бы погружались в сладкие мечты. И мой тогда еще будущий муж сказал: сделай программу фортепианных колыбельных. Предложение понравилось, мы обсуждали его с редактором моей книги «Прощай, грусть» Дмитрием Циликиным. Вскоре родилась моя дочь, и Дмитрий говорит: ну что, пора писать музыку для Саши? Пока я собиралась писать музыку для Саши, родился Антон. И я поняла, что детей у меня прибавляется в геометрической прогрессии, так что если не запишу диск сейчас, то дальше на него просто не будет времени. И через четыре месяца после родов приехала в Петербург с детьми и мамой, она за ними ухаживала, а я писала колыбельные в Большом зале филармонии. Колыбельных на свете оказалось огромное количество, только выбирай. Просто сыграть все в хронологической последовательности было бы смертной скукой. Надо было выстроить единую композицию. Когда выстроила, обнаружились удивительные соотношения. Например, колыбельная Листа, которую я поставила после Антона Батагова, звучала музыкой XXI века, а Антон Батагов выглядел гостем из сладкозвучного прошлого.

— В сегодняшней вашей концертной программе — тоже неожиданный тандем: Гендель и Чайковский.

— Противоположности притягиваются. Гендель — это все про дух и про верх. А Чайковский — все про душу и... не хочется говорить «про телесный низ», но эмоционально эта музыка располагается совершенно в другой плоскости. Притом оба композитора мною нежно любимы. Изначально я хотела играть программу только из Чайковского, но за пять дней до петербургского концерта у меня было выступление в венском зале «Музикферайн», а они, уже слыша, как я раньше играла Генделя, попросили именно его. Вот так, скорее на заказ, сложилась программа. Но не против моего вкуса. Думаю, и по собственной воле я бы могла поставить это в один концерт. Другое дело — очень сложно переключаться почти мгновенно, через антракт, на совершенно другие идеи и психологические механизмы. Ну и, конечно, программа потребовала очень большой внутренней концентрации, особенно Гендель. Как ни странно, его играть гораздо труднее. Все-таки в Чайковском ты находишься на очень привычное поле, где у тебя много союзников — это ассоциации с русской природой, творчеством русских писателей... А в Генделе у тебя союзников мало, ты с ним один на один.

— Но как раз ваш Чайковский меня удивил больше. Примерно такого Генделя, как ваш, я ожидал услышать, а вот то, что «Времена года» будут сыграны суховатым «генделевским» звуком...

— В музыке Чайковского очень много пафоса и сентиментальности, а мне эта оголтелая романтическая традиция заливания всего вокруг себя слюнями не очень близка. Наоборот, предпочитаю интеллектуальный, «вивисекторский» подход к произведению — убрать из него все внешнее, «засушить», как засушивают лист в гербарии, тогда проступает внутренняя суть, структура, смысл. Путь к этой сути помогают понять и книги, которые о Чайковском написаны, особенно труд Александра Познанского (в нем трагическое самоощущение композитора объясняется ранней смертью горячо любимой им матери и гомосексуальностью, в XIX веке осознававшейся как тяжкий грех. — «Труд»). И я думала, как сыграть это, чтобы не звучало безнадежно архаично, чтобы сквозь привычную сентиментальность и формальную схематичность музыки Чайковского проступил ее подлинный трагизм. Мое твердое правило: пока не сыграю произведение, не слушаю ничьих его исполнений. А если и слушала их когда-то, то обладаю счастливым свойством забывать — ну кроме каких-то концертов Рихтера... Я играю так, будто первый раз в жизни с этой музыкой столкнулась.

— Если речь о современниках, то вы и нас впервые с этой музыкой сталкиваете. Хотя скажу честно, не всегда убеждает эта вечная ирония Леонида Десятникова или муляжная благостность Владимира Мартынова, способного час вдалбливать в слушателя один примитивно-сусальный мотивчик.

— Мартынов и Десятников — очень разные композиторы, сравнивать их странно. Мартынов — основатель и глава русского минимализма. Не могу сказать, что все его сочинения принимаю с одинаковым восторгом, но понимаю, на что они направлены. Недавно мы с пианистом Иваном Соколовым ехали несколько часов из Брянска, и Ваня напомнил случай, бывший с Чеховым и Буниным. Тот приехал навестить старшего коллегу, а Антон Павлович сидел у себя в саду и просто размышлял. Только через три часа он обернулся — и вся это время Бунин терпеливо ждал. Вот эту способность сосредоточенно размышлять и терпеливо ждать мы совершенно утратили. Нам нужно все время что-то делать, куда-то бежать. Музыка Мартынова, насколько я понимаю, — это попытка говорить с человеком на языке, во многом утраченном — языке внимательного слушания. И если для привлечения твоего внимания требуется сто раз повторить одно и то же, он готов это сделать, лишь бы с нашего"жесткого диска" стерлись устоявшиеся модели и мы бы начали воспринимать мир с чистого листа... Леня — совершенно иной композитор, отнюдь не минималист (хотя может им иногда показаться), он играет со стилями, жанрами... Оставаясь большой поклонницей Мартынова и исполнителем ряда его сочинений (в том числе пьесы Quasi una fantasia, которую он написал специально для нашей дуэтной программы с пианистом Алексеем Гориболем), могу сказать откровенно, что именно Леня — мой учитель, больше того — член семьи. Знаю его с моих 7 лет, а с 14-ти он очень плотно занимается моим творческим формированием. Я только что записала диск со всеми его фортепианными сочинениями, в том числе совсем новыми, неизданными. Надеюсь, в течение полугода он выйдет.

— На бис вы сыграли совершенно волшебную, «новогоднюю» музыку — что это?

— Люблю в Европе забредать в нотные магазины — обязательно найдешь что-нибудь необычное, во что немедленно влюбишься, а из музыкальных влюбленностей и строится репертуар. Такая охота за сокровищами. И вот в Вене я набрела на эти ноты Петериса Васкса — замечательного латышского композитора, тут же схватила и решила, что обязательно буду играть. Васкса слышала и раньше, но никогда не сталкивалась с его фортепианными произведениями. А эта пьеса — из цикла «Времена года» и называется «Зима», с подзаголовком «Белая сцена». Что может быть лучшим дополнением к зимней программе в занесенном снегом Петербурге, да еще после «Времен года» Чайковского! Еще очень «новогодняя» — музыка другого латыша, Георгия Пелециса. Вообще минималисты знают какой-то секрет погружения тебя в волшебство.

— Для меня более волшебной музыки, чем Шуберт с его мягким теплом и внутренней загадкой, пожалуй, нет.

— Ну нет, это не новогодняя музыка. Лучше всего о ней сказал Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», помните: герои за свои страдания получают в награду вечную жизнь в уединенном доме, где к ним будут приходить любимые друзья и при свечах будет звучать музыка Шуберта. Шуберт — это невероятная глубина, которая достижима только на границе между жизнью и смертью. Чтобы его играть, требуется огромное мужество.

— Вы играли перед самой разной публикой — и изысканном нью-йоркском салоне, и в не сильно ухоженном Брянске. Говоря по-простому — где теплее?

— Ну... (пауза) в русской провинции, наверное.

— Вы почти повторяете Дениса Мацуева, который говорит: русская публика — лучшая на свете.

— Ну что значит лучшая... Она очень благодарная. Способная слушать затаив дыхание, будто первый раз в жизни. Притом столичная публика более искушена, чем провинциальная, в ней больше сопротивления артисту. А если взять, допустим, Вену, там все совершенно не так, как у нас. Теперь, правда, и здесь вам говорят: желаем приятного вечера... В Европе это давно: люди заплатили деньги и приходят, чтобы гарантированно получить удовольствие. В зале пахнет дороговизной и сытостью. А в России приходят за праздником, чудом — чтобы получить знание о мире, переосмыслить себя. На Западе я иногда ловлю себя на том, что начинаю играть, как бы это сказать, дорого и респектабельно... Конечно, и к западному слушателю можно и нужно пробиться, но если для русской публики эмоциональное искусство — хлеб насущный, то для западной — завозное блюдо: «О, typical Russian soul» — говорили мне венцы после концерта. «Чайковский — это такая типично русская музыка, русская душа»... Все-таки для Европы гораздо более традиционен рафинированный, интеллектуальный подход к музыке. Это у нас принято рвать на себе волосы в ожидании катарсиса на каждом концерте... В Америке публика с совершенно одинаковым воодушевлением устраивает стоячую овацию и гениальному пианисту Григорию Соколову, и абсолютно профнепригодному человеку. Я сама была свидетелем и тому и тому. Это не в упрек американцам, просто они очень бесхитростные люди. Видят, что исполнитель на сцене старается, и их это восторгает, а как именно он работает — другой вопрос.

— На корпоративах с жующей публикой когда-нибудь играли?

— Пару раз бывало. Ну не то что жевали, но ходили с бокалами, разговаривали. Довольно тяжелый опыт. С другой стороны, ты же понимаешь, на что идешь, и тебе за это платят немалые деньги. Хотя с трудом представляю себе Рихтера или Плетнева на корпоративе. Другое дело — корпоратив корпоративу рознь. Например, недавно я играла на праздновании 85-летия Иветты Николаевны Вороновой (основательницы фонда «Новые имена». — «Труд»), в зале сидели только артисты, все друг с другом знакомые — тот же Денис Мацуев, виолончелист Боря Андрианов, гобоист Леша Огринчук... Мы говорили тосты, выпивали... И все по очереди играли.

— Сложные обстоятельства вашего детства, приведшие к разрыву с отцом, известны благодаря вашей книге. Вы пишете, что для человека, испытавшего домашнее насилие, важно переломить жизненный сценарий, который в него заложен его родителями (а в них — их родителями и т.п.). Но как это сделать?

— Только огромной работой над собой. Достоевский говорил: надо прервать цепь зла. Каждый раз, когда открываешь рот, чтобы закричать на детей, ты должен из недр своего сознания достать картины собственного детства и понять, что если будешь себя вести, как вели себя с тобой, то мир так и будет буксовать в зле.

— Прошло уже пять лет с написания книги. Может быть, вы смягчились к отцу?

— Это глубоко интимная вещь, которую я не готова обсуждать в интервью. Понятно, что каждый год приближает нас к уходу в мир иной, и хотелось бы до этого восстановить добрые отношения со всеми людьми, с кем они когда-то были. Удастся ли — вопрос, но стремиться надо.

— Сейчас тема насилия над детьми стоит очень остро: в Америке убивают школьников, у нас девочки избивают до полусмерти свою подругу... Не возникает желания создать движение в защиту детей?

— Такой импульс постоянно есть. И я не остаюсь в стороне — у кого-то родители умерли, кому-то нужно оплатить лечение... Но я человек не общественный, а частный.

— Где справите Новый год?

— В нашем чудесном подмосковном доме, там у нас каток, огромные сосны, мы традиционно наряжаем елочку и выходим в 12 ночи на поле, где наш сосед-олигарх обязательно закатывает нечеловеческий фейерверк, его охранники потом шушукаются на весь поселок, что удовольствие стоило 35 тысяч евро. А 2 января уедем в Италию. Муж с нашими дочерьми (старшая дочь мужа от первого брака — для Полины приемная. — «Труд») будут кататься на лыжах, а я с маленьким сыном — по ровному месту на санках.

— Какой Новый год был для вас самым волшебным?

— Конечно, тот, который я встретила одна в своей новой, только что отремонтированной московской квартире. С шампанским, мандаринами, музыкой. Со снежком, который ровно в 12 пошел за окном.

— Разве одна — это хорошо?

— Семьи тогда еще не было. А я очень долго мечтала о собственном доме — жила в интернатах, снимала квартиры, меня постоянно откуда-то выгоняли... Идея своего жилища в какой-то момент стала для меня целеполагающей и централизующей.

— Новые творческие идеи на Новый год посещают?

— Конечно. Как только появляется свободное время, меня тут же начинает обуревать огромное количество идей. Хорошо, что у меня очень мало свободного времени, иначе моя голова давно бы лопнула. Планы огромные. Нот скопилось столько... Надо сделать программу французской музыки, прибалтийской музыки — тех же Васкса, Пелециса, Пярта...

— Говорят, вы хороший кулинар.

— Да, неплохой. В новогоднюю ночь еще идет Рожденственский Пост. Муж не придает этому значения, но я всегда стараюсь что-то постненькое приготовить. Так что обойдемся без гуся, а птицу будем запекать уже на Рождество. Традиционно на Новый год пеку пирог с большим количеством фруктов, цукатов, с коньяком и ромом — рождественский пост ведь не очень строгий. И мы не ханжи, чтобы считать: съешь лишнее яйцо — будешь гореть в геенне огненной. Главное — домашних, друзей своих не есть.

— Какое музыкальное, литературное произведение поддержало вас, когда было очень трудно?

— Всегда очень Гендель поддерживал, и «Переписка Мартынова и Пелециса», и вся музыка Десятникова... Из литературы — книги по психологии. Не говоря уж о житиях святых или Евангелии — их можно читать с любой страницы.

— А что мечтали сыграть, но еще не сыграли?

— «Гольдберг-вариации» Баха. Под которые в детстве засыпала.

— Вы сказали, что сегодня сильно нервничали. Это совершенно не было заметно. Есть рецепт, как победить мандраж?

— Только один: как можно больше играть концертов. Когда ты играешь программу первый раз, трясешься страшно. Но на следующих ее исполнениях — при условии, естественно, что дома постоянно над ней работаешь, — в какой-то момент наступает свобода. Сегодня, например, я не сразу, но смогла преодолеть волнение и получать удовольствие от игры. Вообще это очень болезненная проблема. Один знаменитый пианист и дирижер признавался моему профессору Вере Васильевне Горностаевой, что реализует на сцене в лучшем случае 20 процентов из задуманных 100, потому что все остальное отнимает борьба со сценическим волнением. Есть люди, которые из-за этого бросают карьеру. Но и у тех, кто ее не бросает, волнение все равно никуда не исчезает. Я, например, не принадлежу к тем музыкантам, которые могут перед выходом на сцену травить байки, особенно если речь о сольном концерте.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9569
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7238
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?