«Крым наш!» — с восторгом приветствовали возвращение полуострова 86% россиян (весенний опрос Левада-Центра). Но теперь на подъем экономики нового субъекта Федерации предлагается скинуться богатым — тем, чья месячная зарплата превышает 1 млн рублей. Такова суть законопроекта, увеличивающего до 30% ставку подоходного налога на состоятельных граждан для финансирования нужд Крыма и Севастополя.
Документ подготовлен группой депутатов Госдумы во главе с 37-летним справедроссом Андреем Крутовым, финансистом по образованию и слугой народа по роду деятельности.
«Законопроект затронет не более 1-2% населения страны — это наиболее состоятельные граждане РФ, — поясняет парламентарий. Но тут же начинает путаться в цифрах: — Для 89% граждан мы предлагаем оставить ставку 13%, а для тех, кто получает более 1 млн рублей в месяц, установить ее на уровне 30%. В основном речь идет о налогообложении именно заработной платы».
Так 1 или 11% россиян затронет новый законопроект? Вместо ответа Андрей Крутов приводит еще более интересные цифры: «Люди с доходом от 1 млн рублей в месяц составляют всего 0,2% социально активного населения, но их совокупный доход достигает двух третей дохода населения всей страны».
В любом случае, уверен Крутов, если законопроект будет принят, то налоговые доходы от состоятельных граждан составят значительную сумму для финансирования субъектов РФ — «от 500 млрд до 1 трлн рублей ежегодно». Правда, в пояснительной записке к законопроекту разработчики указали более скромные цифры: экономический эффект от принятия нового закона оценивается в 300-500 млрд рублей в год.
Но и полтриллиона — тоже немало. Учтем, что разработанные правительством РФ программы развития Крыма и Севастополя до 2020 года предварительно оцениваются в 790 млрд рублей. По расчетам получается, что эти деньги можно будет наскрести в карманах у «богатеньких буратино» всего за полтора-два года. А далее возьмемся за другие регионы страны — очередь из желающих выстроится быстро. Вопрос в том, получится ли заставить раскошелиться тех, кто к такому обращению не привык.
Нечто похожее совсем недавно предлагал во Франции президент-социалист Франсуа Олланд, который ввел на 2013-2014 годы временный 75-процентный налог на доходы, превышающие 1 млн евро в год. Целью спецналога было объявлено погашение громадного внешнего государственного долга.
С президентом вдрызг разругались почти все французские богачи, немало состоятельных французов выехало из Франции на ПМЖ в другие страны. В их числе оказался знаменитый актер и предприниматель Жерар Депардье, ставший обладателем целой коллекции паспортов других стран, в том числе России. Вопрос дважды рассматривался Конституционным судом Французской Республики, который сначала признал этот налог на роскошь неконституционным, а потом его все же одобрил. Зато население плясало на площадях — почти как после взятия Бастилии в 1789 году. И что же? Результат оказался плачевным: по сообщениям французской печати, долг Франции к концу 2013-го увеличился до 93,5% ВВП против 90,6% ВВП в 2012-м и составил 1,925 трлн евро. А на сегодня уже близок к отметке в 2 трлн евро. Причин много, но одна из главных: дополнительных доходов собрали крайне мало, богатые французы в массовом порядке стали укрывать свои заработки от «конфискации Олланда», чего раньше обычно не делали.
В России, как известно, прогрессивная шкала подоходного налога была отменена в 2001 году — чтобы вывести из тени и бизнес, и зарплаты большинства граждан. По заявлениям Минфина, эффект оказался ощутимым: налоговые поступления с работающего населения выросли более чем на четверть и далее не падали. Правда, первый зампред комитета Госдумы по бюджету Оксана Дмитриева считает, что отказ от прогрессивной шкалы в этих финансовых успехах налоговиков сыграл одну из последних ролей. «Я внимательно изучала рост собираемости подоходного налога с физических лиц за те годы, когда была введена плоская шкала, — объясняет депутат. — Собираемость повысилась за счет того, что, во-первых, повысилась ставка: была 12%, а стала 13%. Во-вторых, за счет того, что стали более жестко собирать со средних и малооплачиваемых. И стали платить подоходный налог те категории населения, которые до этого его не платили, например военнослужащие. А дальше рост подоходного налога в точности соответствовал росту фонда оплаты труда. Вот и все, особого успеха по части собираемости не наблюдалось».
Однако это вовсе не означает, что в случае резкого повышения налоговых ставок в стране не начнется увод в тень больших зарплат топ-менеджмента. Причем, как считает известный эксперт Александр Батушанский, «конверты» вернутся не только для тех, кто зарабатывает 12 млн рублей в год. Ибо сразу после введения сверхналога для самых высокооплачиваемых топ-менеджеров в обществе возникнут опасения, что в любой момент планку опустят до 6, 3 или 2 млн.
«Придется перестраивать работу налоговой службы, так как сейчас мы не подаем, как правило, деклараций о доходах, а здесь надо будет брать декларации и проверять их правильность, — говорит профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин. — В результате расширится коррупция, ибо люди, имеющие большие доходы, будут искать возможность минимизировать расходы».
«Почему-то теми, кто не видит дальше собственного калькулятора, забывается элементарная истина: эффективный налог — который не душит плательщика и позволяет государству решать социально-экономические проблемы — это продукт общественного договора, а не волевое решение верховной власти методом ручного управления», — напоминает заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений, доктор экономических наук, профессор Евгений Гонтмахер.