Главная Культура 14:06 25 Июня 2015 1635
Жизнь, оставшаяся за скобками

Сергей Носов – о новом романе и магии литературы

Татьяна Лазаревская

На фестиваль «Книги России», открывшийся в четверг на Красной площади, Сергей Носов приехал в ранге обладателя премии «Национальный бестселлер-2015», которую получил только что за роман «Фигурные скобки», названный одним из критиков смесью гоголевских «Записок сумасшедшего» и «Замка» Кафки. Это первая столь заметная победа петербургского прозаика и драматурга. Хотя в шорт-лист «Нацбеста» он выходит не первый раз, был финалистом Русского Букера (с «Хозяйкой истории»), «Большой книги» («Франсуаза, или Путь к леднику») и премии НОС.

– Сергей, что вас толкнуло писать книги?

– А что толкает машиниста вести поезд? То, что он машинист. А зачем актер играет? Потому что он актер. Я пишу. И есть ощущение, что работа моя не бесполезна и кому-то нужна. А началось все со стихов. Давно, когда учился в ЛИАПе – Ленинградском институте авиационного приборостроения. Поэтическую книгу, правда, так и не стал выпускать, ограничившись участием в нескольких антологиях поэзии. Потом был Литературный институт, и стихи как-то незаметно перетекли в прозу, проза в пьесы, а теперь проза и драматургия взаимодействуют друг с другом. Некоторых моих прозаических персонажей в театр тянет и на всевозможные представления. В разумных пределах я им стараюсь не мешать.

– Можно в наше время заработать на жизнь писательским трудом?

– Писательством в узком смысле – практически невозможно. Хотя вот уже четверть века, наверное, все мои заработки связаны с буквами и словами. Это не только сочинительство чего-то художественного, но и редакторская работа, участие в просветительских проектах вроде детской передачи «В музей без поводка», которая несколько лет шла на канале «Культура».

– Почему «скобки», да еще фигурные? Здесь что-то зашифровано?

– Роман появился из названия. Первая его попытка была предпринята лет двенадцать назад. Фигурные скобки, употребляемые в математике, я пытался осмыслить, как образ мнимого убежища от проблем повседневности. Но что-то мне поднадоел мой герой с его заморочками, и я оставил затею. А через десять лет пришла в голову совсем другая история, про другого героя, куда бы первая могла войти частично, и я написал, что написал. Роман родился, подражая природе: личинка – куколка – жук. Или так: гусеница – кокон – бабочка. Судя по откликам читателей, каждый воспринимает книжку по-своему, что мне нравится. Интерпретировать же автору свои тексты – гиблое дело. Что с него взять? Он уже все написал.

– По сюжету герой едет из Москвы в Петербург на симпозиум микромагов. Вы знакомы со средой магов, колдунов, чародеев или фантазировали? Как вы оказались в этой теме?

– Поразительно, что роман воспринимается, как мистический, с элементами магии. Я писал не о чародеях и магах, а о фокусниках разного калибра. Многие посчитали, что слово «микромаг» я придумал. Что вы! Микромагами называют себя иллюзионисты, работающие с мелкими предметами в непосредственном контакте со зрителем. Посмотрите в интернете, какая у них бурная жизнь и кипучая деятельность. Другое дело, роман гротескный и действительно допускает двойное прочтение. Скажем, если вы верите, что Копперфильд летал по воздуху, роман может показаться в большей степени мистическим, а если убеждены, что это был виртуозный трюк, то и мои «Скобки» повернутся к вам бытовой стороной. Хотя все фокусы там – только фон, антураж. Не это главное. Роман не об этом.

– О чем же?

– Наверно, о чем-то большем, чем профессиональные проблемы престидижитаторов и прочих иллюзионистов. О том, что стоит за внешней стороной событий. Надеюсь, читатель сам разберется, о чем читает.

– Говорят, что стоявший у истоков «Нацбеста» покойный Виктор Топоров, большой литературный гурман и очень взыскательный критик, разглядел в вас «нового Гоголя»…

– Я один из тех, к кому Виктор Топоров относился с максимальной благожелательностью. Он напечатал мои стихи в своей знаменитой антологии «Поздние петербуржцы», написал предисловие к роману «Хозяйка истории». Про «нового Гоголя» – какой-то, по-моему, миф. Возможно, эти разговоры обусловлены моей гоголевской фамилией и интересом к фантасмагориям. А вот «писателем будущей моды» лет пятнадцать назад он меня назвал. Позже ему возражал другой критик: мода на Носова так и не появилась, и это, дескать, делает честь его прозе. Из топоровских же формул, применительно к моей персоне, мне нравится другая: «Сергей Носов никого не ест». Так называлась одна из статей Виктора Леонидовича. Я и правда никого не ем. А это уже репутация.

– Вы были лично знакомы?

– Был. Есть надежда, что скоро в «Издательстве К. Тублина» выйдет коллективный сборник «Петербургские беспокойники», − там будет мой очерк о Викторе Топорове.

– После победного финиша в «Нацбесте» что-то поменялось внутри вас, ваша самооценка, мироощущение?

– Нет. Разве что появилось ощущение дискомфорта от того, что попал в центр внимания.

– Питерская литературная жизнь спокойнее московской? Как общаются местные писатели? В чем отличие питерского литературного стиля?

– Писательство нередко ведет к самопупству, обостренному индивидуализму, особенно в условиях жесткой конкуренции. Но так уж сложилось в литературном быту нашего круга, что мы образовали что-то вроде согласия. Легко устраиваем мини-симпозиумы в режиме застолья, можем сорваться в авантюрное путешествие без видимых причин. Москвичи иногда удивляются: как это за столько лет вы еще не надоели друг другу. Нам самим удивительно. А в разнице литературных манер между петербуржцами и москвичами много преувеличений. В романе я иронизирую над самой постановкой вопроса, когда один деятель сравнивает в интервью московских и петербургских иллюзионистов.

– Ваше отношение к столь масштабной акции как фестиваль «Книги России» на Красной площади?

– После «Нацбеста» меня тоже пригласили на это книжное пиршество. Праздник и впрямь небывалый. А все, что направлено на – извините за слово – пропаганду чтения я приветствую. Да хоть через рекламу, да как угодно – интерес к чтению следует возвращать.

– Вы верите, что писательское слово, книга могут серьезно повлиять на современного человека? Были ли в вашей жизни такие книги?

– Вообще-то о влиянии литературы знаю хотя бы по откликам незнакомых людей на некоторые мои сочинения. Не скажу про общество в целом, но конкретный человек может найти себе опору в самом неожиданном для автора тексте, если этот текст живой, без фальши и чем-то трогает душу. Хотя лично меня как профессионального читателя трогает сейчас то, насколько хорошо сделана вещь. Главные мои герои остались в детстве – мушкетеры, пятнадцатилетний капитан, человек-амфибия и другие.

– Следующий роман уже созрел?

– Завершаю техническую отделку продолжения моей книги о петербургских памятниках «Конспирация, или Тайная жизнь петербургских памятников – 2». Потом собираюсь отдать дань жанру рассказа. Ну и большую вещь не спеша выпекать.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9405
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7119
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?