На встрече с мастерами анимационного кино в Суздале министр культуры Владимир Мединский предложил обязать федеральные российские телеканалы отводить определенный процент эфирного времени передачам для детей. Кроме того, он поддержал идею создания тематического канала отечественной мультипликации. Наверное, у части зрителей эти намерения вызвали ту же реакцию, что вызвала речь известного литературного героя во время создания им «Союза меча и орала» у слесаря-интеллигента Полесова: «Дети? При чем здесь дети?» И в самом деле, при чем?
Майдан, Крым, санкции — кажется, целый день на экране только это. И не в положенные часы, но и во время, не обозначенное в телепрограмме. Нажимая на кнопку пульта, никогда не можешь быть уверен, что вместо очередного эпизода любимого сериала или развлекательного шоу не нарвешься на знакомые до боли лица политиков и публицистов, кочующих из эфира одного канала в эфир другого и произносящих одни и те же слова на одни и те же темы. А тут — мультики. Ко времени ли? Вот если бы министр выступил с предложением создать патриотический канал для малышей, было бы понятно.
Но поскольку слова сказаны, есть смысл поговорить об их сути, вне зависимости от доминирующего, так сказать, потока вещания. На первый взгляд, все правильно: политика политикой, но о нашем будущем, то есть о детях, тоже нельзя забывать.
Чаяния российских мастеров анимации могу подтвердить, сам был на их открытом фестивале. Слышал, как наши знаменитые художники и режиссеры, авторы любимых мультиков, в один голос говорили о том, что телевидение их работы не показывает, что оно окончательно отвернулось от детской аудитории и, следовательно, надо что-то срочно предпринять. Был я свидетелем и того, как предлагалось введение на телеканалах обязательного минимального объема детского вещания. Как подписывалось открытое письмо на эту тему к высокопоставленным чиновникам.
Но есть нюанс. На фестивале этом я был лет 15 назад, тогда он еще проводился в Тарусе, и культурой в ту пору руководили совсем другие люди. Нынешний глава министерства собирается заставить гендиректоров телеканалов отводить под детские телепрограммы не менее 2% времени вещания: один процент как раз на анимацию, другой — на прочие детские программы отечественного производства. И если учесть, что 2% эфирных суток — это примерно полчаса, получается по 15 минут на брата. Прежние начальники были щедрее: кто по 5% деткам предлагал, кто по целых 15.
Впрочем, в словах Мединского прозвучало важное словосочетание — «отечественного производства». А то, как и в прежние времена, телевизионщики в случае принятия закона отчитались бы часовыми американскими мультсериалами, цена которым — рубль за пучок. И еще одно дельное предложение было у министра: показывать эти 2% в интервале с 8.00 до 22.00. А не в 6 утра, как это любят делать у нас на ТВ, заставляя зрителей предположить, что детей у сотрудников «Останкино» нет.
«Я считаю, что государство, когда что-то учреждает и тратит на это средства налогоплательщика, обязано влиять на содержание вещания», — резюмировал министр. И пообещал, что поднимет этот вопрос на правительственном совете по развитию кинематографии, который намечен на завтра.
Все хорошо, прекрасная маркиза?..
Вот только не верю я, что даже эти несчастные 2% будут. Если уж за 15 лет ничего не изменилось... Если с прошлого лета так и не рассмотрен законопроект Станислава Говорухина и Елены Драпеко о возвращении рекламы в детские программы одного лишь их, детских программ, присутствия в эфире ради...
И в канал российской анимации не верю. Телевидение — дело дорогостоящее. Зачем платить авторам крошечного, но совсем не дешевого, а иногда на вес золота, анимационного шедевра, когда полным-полно желающих «за бесплатно» часами говорить про Сирию, Майдан, Крым, санкции?..
А дети — что ж? Не они бюджет распределяют, не они рекламную кассу делают.