На фоне нынешнего российско-украинского кризиса некоторые деятели культуры — видимо, спутав политику с искусством, — отказались от контактов с Россией. Среди них худрук Нового Рижского театра Алвис Херманис, руководитель Русского драматического театра Литвы Йонас Вайткус... Нашему пианисту Денису Мацуеву отказали в концерте в Киеве. А что в это время происходит на «самом-самом» Западе — в Америке? Судя по наблюдениям нашего нью-йоркского корреспондента, там в культурной сфере вовсе не наблюдается антироссийской истерии.
Американцы привыкли к постоянному присутствию имен российских музыкантов, танцовщиков, кинематографистов и прочих деятелей культуры на афишах своих городов, не говоря уж о русской классике, которую продолжают любить всей душой. И отвыкать от всего этого не собираются несмотря ни на что. Во всяком случае никаких санкций, запретов, отмен выступлений (причем как с американской, так и с российской стороны) не наблюдается. Жизнь искусства идет своим чередом.
Так, Линкольн-центр вовсю готовится к летним гастролям Большого театра в рамках очередного международного фестиваля искусств, и билеты на оба концертных исполнения «Царской невесты» уже больше чем наполовину распроданы, хотя до приезда Большого осталось еще три с половиной месяца. Медленнее заполняется зал Театра Дэвида Кока почти на 2 тысячи мест, в котором будут идти балетные спектакли. Но это лишь потому, что спектаклей много: семь «Лебединых», три «Дон Кихота» и три «Спартака».
Два ближайших события продажу наверняка оживят. Во-первых, 30 марта в кинотеатрах мира пройдет очередная трансляция из Большого — на сей раз это будет балет «Марко Спада». Подобные трансляции уже прочно вошли в обиход местных балетоманов, регулярно и, как правило, благосклонно освещаются критикой и поднимают интерес к труппе. А в апреле в Нью-Йорк собирается худрук балета Большого Сергей Филин и, чуть позже, — молодая солистка труппы Ольга Смирнова. Оба прибывают по приглашению крупнейшего в мире международного балетного конкурса Youth Аmerica Grand Prix. Организованный 15 лет назад в Америке бывшими танцовщиками Большого Ларисой и Геннадием Савельевыми, конкурс стал неизменной частью культурной картины Америки и Нью-Йорка, а его гала-концерты всегда проходят с аншлагом. Филин примет участие в работе жюри, а Смирнова, слава о которой достигла американских берегов раньше самой балерины, выступит в двух гала-концертах, завершающих конкурс, вместе со звездами АБТ, Сити-балета, Берлинского и Парижского балетов и других известных компаний. Между тем в Нью-Йорке только что прошли выступления Балета Монте-Карло, организованные Сергеем Даниляном и его компанией Ardani Artists — со спектаклем Жана-Кристофа Майо «Озеро» (не лучшая переделка «Лебединого озера»). Балетоманы вовсю обсуждают сообщение американской прессы о предстоящих осенью в Нью-Йорке гастролях балета Михайловского театра с «Пламенем Парижа», «Дон Кихотом» и «Жизелью», в которой все снова надеются увидеть Наталью Осипову.
В «Нью-Йорк таймс» главный балетный критик газеты Аластер Маколи рецензирует новую инкарнацию «Королей танца» (она идет в лондонском Колизее) — с Робертом Болле, Марсело Гомезом, Денисом Матвиенко, Леонидом Сарафановым и Иваном Васильевым. В рецензии нет и намека на политические проблемы, но честно указаны nationalities всех «королей» (как принято в Америке, по месту рождения). Критик, которому в целом программа не нравится, выделяет как единственный достойный номер балет Ролана Пети «Юноша и смерть» в интерпретации Ивана Васильева и Светланы Лунькиной, называя Васильева «экстраординарным», подробно описывая детали его танца и утверждая, что тот показал себя подлинной звездой.
В Метрополитен-опере, только что поставившей «Князя Игоря», с интересом ждут дебюта восходящей петербургской звезды Ольги Перетятько — с середины апреля она будет исполнять главную партию в опере Беллини «Пуритане». А Ильдар Абдразаков откроет следующий сезон Метрополитен-оперы, спев 22 сентября заглавную роль в моцартовской «Свадьбе Фигаро» в новой постановке Ричарда Эйра. Билеты на спектакль Театра имени Вахтангова «Евгений Онегин» в Нью-Йорке, намеченные на конец мая, оказались так стремительно распроданы, что пришлось добавлять еще один. В ближайшем концерте английского пианиста Пола Льюиса в Карнеги-холле фигурируют «Картинки с выставки» Мусоргского, а Дмитрий Рахманов всю программу посвящает музыке Скрябина, к которой сейчас в Америке особый интерес. Карнеги-холл ждет также юбилейного, десятого по счету сольного концерта Дениса Мацуева: намеченный на конец января, он из-за болезни пианиста был перенесен на 15 июня. Ну а в программе очередного, 43-го Нью-Йоркского кинофестиваля «Новые режиссеры, новые фильмы», который открылся 19 марта, — документально-мультипликационный фильм «Победа над Бабой-Ягой» Джессики Орек, совместная продукция США, Польши, России и Украины.