Главная Культура 00:03 25 Марта 2014 3404
Кто там скачет на смену «белогривым лошадкам»?

Телепроект «Голос. Дети» с новой силой ставит вопрос, что и как петь нашим чадам

Сергей Бирюков

Некоторые «либеральные» критики возмущались недавно Валерием Гергиевым, чей сводный всероссийский детский хор на Олимпиаде в Сочи вновь исполнил «Пусть всегда будет солнце» и другие советские песни. Оставим на их совести нападки на прекрасного композитора Аркадия Островского и поэта Льва Ошанина, в чьей песне нет ни слова о коммунизме — но проблема-то есть: что и как петь современным детям? Какие фильмы им смотреть, какие книги читать? И почему, когда дети все-таки начинают исполнять современный репертуар, они часто выглядят так неестественно, так фальшиво-взросло? Об этом — наш разговор с наставником недавно стартовавшего на Первом канале шоу «Голос. Дети», известным композитором и продюсером Максимом Фадеевым.

— Почему вы, на первый взгляд совсем не детский композитор, взялись за «Голос. Дети»?

— А Глюк’oZa — разве не детский изначально проект? На самом деле моя давняя мечта — создание большой школы для обучения детей музыке. Но не со стандартной, а очень осовремененной образовательной программой. Естественно, буду заниматься с детьми сам и привлеку талантливых педагогов с Запада, с Востока — со всего мира. Я никогда не афишировал, что пишу детские сказки, — стеснялся. А сейчас на основе одной такой сказки заканчиваем большой широкоформатный мультфильм, скоро его мировая премьера. Так что «Голос. Дети» для меня — проект далеко не случайный.

— Не коверкает ли ребенка ранее начало эстрадной карьеры? Посмотрите на ужимки иных звездочек, скажем, детского Евровидения. Эта развязность, и у взрослых-то раздражающая, у детей выглядит просто цинично.

— То, как ведет себя ребенок, зависит от родителей. Те слишком часто внушают своему чаду, что оно — лучшее и достойнейшее в мире. С родителем, адекватно оценивающим ребенка и просто поддерживающим его, подсказывающим что-то, таких проблем, думаю, никогда не возникнет. Могу сказать, что порой дети держатся гораздо достойнее и умнее, чем их родители.

— В вашем интервью, данном накануне нынешнего проекта, я прочел: хорошо, что на конкурсе не будет детской песни в ее советском понимании, всех этих «Белых облаков, белогривых лошадок». Но чем были плохи «Облака»? Или «От улыбки станет всем светлей»?

— Я не сказал, что советские детские песни плохи. Просто это песни своего времени. Которое, кстати, было и моим: я их любил, пел, люблю и сегодня. В СССР было написано огромное количество выдающихся произведений, которые учили нас добру, прививали светлые чувства. Но время идет, и мы уже далеко ушли от тех мелодико-гармонических стандартов. Для сравнения: вы видите автомобиль «Жигули» и понимаете, что это авто было прекрасно в свое время. Но сегодня от автомобилей требуются совершенно другие технические характеристики. Или вы можете спросить меня: а чем же плохи коричневые, в елочку, брюки-клеш из кримплена? И я отвечу, что носил клеш в 15–16 лет, страшно гордясь своим внешним видом: мне казалось, что я — хиппи. Но это опять же было продуктом своего времени! Русский язык — это живой организм, постоянно пребывающий в изменении. Дети уже давно не говорят так, как говорили в 80-е: достаточно изучить социальные сети... Поэтому выражение «белогривые лошадки» для них теперь звучит примитивно и совершенно несовременно.

— Но у советской песни одно несомненное достоинство: какая бы ни была, она — была. А новое время, его композиторы и музыкальные продюсеры, кажется, о детях забыли вообще.

— Раньше на детские фильмы, музыку, книжки был госзаказ. Сегодня его нет. Вот и все объяснение. Я могу писать детские песни, и уверен, многие композиторы тоже, причем на неплохом уровне. Но кто и где их будет петь? Я с большим удовольствием написал бы и детскую оперу или мюзикл. Но для этого нужны деньги. Наше Министерство культуры занято чем угодно, только не развитием детской музыкальной культуры. Уверен, никто из сотрудников этого ведомства во главе с министром не имеют никакого реального представления о современной молодежной культуре страны.

— Ваше творчество в этом плане стоит несколько особняком: у вас немало артистов (главным образом артисток), которых вы воспитали с юного возраста: Линда, Юлия Савичева, Лена Темникова и группа SEREBRO, наконец, Наташа Ионова — та самая Глюк’oZa. Чему главному их научили вы? А чему — они вас?

— Первую часть вопроса, мне кажется, лучше адресовать самим артистам. По поводу второй — они мешали мне черстветь, заставляли оставаться искренним. Возвращали мне естественную улыбку, доверие. Вот главное, чем ценно общение с ребенком. За 25 лет работы я сделал вывод: все артисты в какой-то момент начинают воспринимать себя как истину в последней инстанции. В психологии это называют «манией величия». Настигает она всех и каждого без исключения. Но своим артистам я стараюсь указать на эту опасность как можно раньше и подсказать им пути, как ее избежать. Поэтому многие в нашей сфере считают, что мои артисты — одни из самых адекватных. Но бывали случаи, когда и мне не удавалось достучаться до артиста, и он продолжал воспринимать себя как центр вселенной. Отсюда — все трагедии: алкоголизм, наркомания и прочее.

— Помните моменты, когда испытывали наибольшую гордость за своих учеников? А когда стыд?

— Моя проблема в том, что я — идеалист. Всегда и во всем пытаюсь добиться безупречного результата. Но люди — не роботы. И сколько бы ты ни вкладывал в артиста душу, сердце, мысли, все равно можешь не получить желаемого результата. И это ощущение несовершенства преследует меня постоянно. Конечно же, я испытываю за артистов гордость, когда у них получается то, что, казалось бы, вообще невозможно сделать. К примеру, когда Юля Савичева, участвуя в шоу «Один в один», исполняла роли Пугачевой и Гурченко — я плакал. Конечно, я был в ней уверен. Но то, как она это сделала, превзошло все мои ожидания. Или, к примеру, Ольга Серябкина из группы SEREBRO. Если помните, когда группа только начинала — она была самой незаметной из всех трех. А теперь выросла в ярчайшую звезду, которая пишет тексты почти ко всем моим песням на русском и английском языках. Которая уже делает собственный проект HOLLY MOLLY. При этом я всегда вижу: а можно было бы еще «дожать» вот тут и вот тут. Возможно, это какой-то комплекс из детства. Мой отец всегда учил меня: «Сомневайся! Это — главный двигатель!» Только сомневаясь, я побеждал.

— Какими качествами должны обладать ваши подопечные? Почему с кем-то вы вместе до сих пор, а, скажем, Линда или Катя отдалились?

— Я всегда требую только одного — быть совершенно честным и искренним со зрителем. Даже если во время концерта проскальзывают фальшивые ноты, это легко исправимо. Но главное — в том, чтобы у тебя не проскальзывали фальшивые чувства!.. С Линдой дело не в том, что ей чего-то не хватило. Просто она пошла своим путем — это было наше общее решение. Самое объективное — результат. Посмотрите, какие песни Линда пела, когда мы работали вместе, и что она поет сегодня. А человек остался прежним — изменилось наполнение. Сосуд можно наполнить свежим красным вином, а можно — скипидаром. И то, и другое — жидкость, но какая разница!

— Наверное, больше всего времени вы провели с Наташей Ионовой?

— Все-таки — с Юлей Савичевой, которая, лежа у меня на коленках маленьким свертком, когда ей было два месяца, описала мои любимые вельветовые брюки. А я в этот момент сочинял песню «Танцуй на битом стекле». Такой вот небольшой экскурс в историю. Что касается Наташи Ионовой — она всегда мне казалась удивительной и очень сумасшедшей. Напоминала мне — меня самого: дерзостью, желанием побеждать, бескомпромиссностью по многим вопросам. Такой сорняк, который расцвел. Как и я, она росла на улице, среди шпаны и разных искушений. Всегда с восхищением наблюдал за тем, как она побеждает или с каким достоинством проигрывает. И в тех и в других случаях ей всегда было всего мало.

— Знаю, что тот мультфильм, о котором вы говорили, назван в честь вашего сына Саввы. А чему научил вас он?

— Мультфильм сделан не в его честь, а по мотивам нашего с ним разговора. Когда Савве было 7 лет, он спросил меня: «А правда ли, что солнце когда-то погаснет?» «Конечно, — сказал я. — Нет ничего вечного» — «А Бог?» Сложно передать, что я испытал в тот момент, — наверное, ближе всего это было к глубокому конфузу. И я ответил: «Да, Бог — это единственное, что вечно». «А сердце?» — спросил он. Я отозвался: «Конечно, нет. Сердце бьется, но однажды останавливается, оно всегда в конце концов останавливается». Задумавшись, мой семилетний сын посмотрел на меня и спросил: «А у Бога есть сердце?» Опять же, не могу передать свои чувства, они были очень смешанные... Что на это ответить? И в этот момент у меня родилась сказка, по которой и был сделан мультфильм. Этот наш диалог там есть. Поэтому мультфильм и называется «Савва».

— Прочел в вашем интервью: «Научить петь нельзя». А разве ваши родители-музыканты не учили своего сына пению? Разве этому не учили в музыкальной школе?

— Еще раз повторю — научить петь нельзя. Готов это доказать любому. Мы рождены с этим умением. Или с неумением. Научить можно только правильно дышать при звукоизвлечении. Это — мое глубочайшее убеждение. Женщина, которую считаю одной из самых выдающихся на земле, — великая Галина Вишневская, мой кумир. У нас с ней было много разговоров насчет того, возможно ли учить петь. Ведь человек поет душой — так, как пела она сама. А она нигде не училась. И всегда учила только чувствовать и дышать. Я с ней в этом полностью согласен. Но на нашей певческой сцене я больше не вижу ни одного такого человека. Во мне несколько великих женщин вызывают ощущение восторга и гордости. Это — Вишневская, Плисецкая и Винер. Для меня они похожи в своем очень правильном подходе к ученикам. Несмотря на то, что профессии у них совершенно разные. Если бы реально можно было научить петь, у нас бы все были выдающимися певцами. Но это же не так. Пугачева — одна, Вишневская — тоже одна.

— Как победить в себе жалость, когда приходится отсеивать ребенка?

— Скажу честно, для меня каждый такой случай — драма, я очень переживал за каждого малыша. Такой опыт у меня — впервые в жизни. Ночами не спал. Но я пытался потом разговаривать с этими детьми за кулисами. Некоторым помогаю и сегодня — советом, делом. Потому что, конечно, чувствую свою ответственность перед ними.

— Вы в последние годы, в отличие от других композиторов вашего ранга (Матвиенко, Меладзе и других), отдалились от Москвы, главных телеканалов, долго уединялись на Бали. Просто, как вы сами говорили, хотелось сосредоточиться на опере «Страсти Христовы»? Или были и иные причины отстраниться от тусовки?

— «Страсти Христовы» я делаю до сих пор. И буду делать еще какое-то время — из-за той самой привычки постоянно сомневаться. Она — и мой двигатель, и мой бич. А что касается остального — мне действительно было важно сосредоточиться на себе, почувствовать себя. Одно время, увлекшись похождениями по телеканалам, я растерял себя во всех этих бесконечных ток-шоу, где спорят о пустом. Поняв, насколько это мне мешает, я уехал на Бали. И, кажется, сосредоточился там хорошо, потому что группа SEREBRO с некоторых пор стала популярна во всем мире, это легко проверить, заглянув в мировые чарты. «Mimimi» — самая популярная среди детской аудитории песня в Америке. Думаю, этот результат дала как раз моя сосредоточенность на музыке, а не на собственном пиаре.

— Верите ли вы в то, что проекты вроде «Голоса» или «Голос. Дети» смогут изменить облик нашей популярной музыки? Ведь эксперты утверждают: по-прежнему в России самый кассовый певец — это Григорий Лепс, а самый востребованный жанр — шансон. А ребят с «Голоса» один известный концертный деятель назвал «караоке с очень хорошими голосами». На корпоративах же нужно не качественное караоке, а веселые мотивчики, знакомые лица звезд («Он самого Филиппа смог пригласить — значит, богат!») и много водки.

— Проекты вроде «Голоса» вряд ли изменят что-то, кроме рейтингов канала во время его трансляции. Возможно, будут какие-то локальные вспышки (вроде Антона Беляева или Тины Кузнецовой). Но они очень быстро пройдут, и все останется по-прежнему. Шоу-бизнес в России существует по законам, которые сейчас изменить невозможно. Вот вы говорите: «Эксперты утверждают». Мне очень интересно — а есть у нас эксперты по поп-музыке? Назовите мне их, я был бы счастлив узнать их имена.

А всерьез — думаю, лет через 10 (может, чуть раньше) в связи с технологическим прогрессом российский шоу-бизнес вдруг поймет, что он давно уже — позади планеты всей.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9396
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7115
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?