Главная Культура 18:39 24 Декабря 2009 2309
Андрей Кончаловский: «Россия сейчас живет в XVI веке»
В Москве идут последние репетиции нового спектакля знаменитого режиссера
Сергей Бирюков

Создатель классической советской кинодрамы «Первый учитель» и диссидентской «Аси Клячиной», режиссер, ставивший и на Мосфильме, и в Голливуде, теперь больше увлечен сценой — выпускает «Дядю Ваню» в театре имени Моссовета. «Труд» поинтересовался, отчего после «чернушного» фильма «Глянец» постановщика потянуло на классику.

— Устали от обвинений в искусственном нагнетании негатива, которыми изобиловала наша пресса?

— Знаете, а вот во Франции критики поняли, что это шарж, метафора, эксцентрика. Хотя в прокат его французы не купили. Впрочем, его нигде не купили. У меня своя точка зрения на Россию, не всегда совпадающая, как говорится, с мнением редакции. Этот фильм — о том перевороте, который произошел в сознании постсоветского человека в середине 1990-х. 70 советских лет совершенно отучили русских от понимания, что такое деньги. Кто-то хорошо сказал: у нас деньги не считают, большинство — потому что их слишком мало, меньшинство — потому что слишком много. Я фильмом доволен. Хотя получилось не совсем то, о чем сперва думал — я ведь предполагал снять комедию. А вышло очень жесткое кино о том, как богатые люди покупают себе красивых женщин. Но сейчас мне уже хочется говорить не об этой работе, а о будущих. В следующем году выйдет киномюзикл «Щелкунчик». Ну и, конечно, «Дядя Ваня», которого репетирую с замечательными актерами — Домогаровым, Деревянко, Вдовиной, Филиппенко… Юля Высоцкая (жена Кончаловского. — «Труд») сыграет Соню. Тут один журналист забавно написал: Кончаловский обратился к Чехову, в чем он, конечно, новичок… Видимо, этого молодого человека еще на свете не было, когда я поставил «Дядю Ваню» со Смоктуновским и Бондарчуком, а в 86-м — «Чайку» в Париже. Недавно по телевидению ведущий «Серебряного шара» Виталий Вульф тоже интересно сказал: вот режиссер сделал «Чайку», но она у него вышла совсем не такой, какой ее видел Антон Павлович. Забавно, правда? Оказывается, господин Вульф знает, как что видел Чехов. Я только могу сказать: Антон Павлович точно видел «Чайку» не так, как Константин Сергеевич. Мы представляем себе Чехова по портрету с пенсне и шляпой. А он бывал всякий. Я много читал его писем, есть очень интересная книга англичанина Рейфилда «Чехов. Жизнь», откуда видно, что Антон Палыч любил и матерными частушками развлечься, и гульнуть мастер… И его «Чайка» — вовсе не нытье. Он писал: «Станиславский развел такую тягомотину, ему бы спермину впрыснуть»!

— Вы теперь подолгу бываете в Италии, завели себе дом в окрестностях Флоренции. Кто же вы теперь, россиянин или итальянец?

— Ну конечно, россиянин. Я снимаю о России, у меня темперамент русский. Просто жить надо там, где тебе хочется. Почему Италия? Какого ж русского сюда не тянуло, начиная с Гоголя! А эти места — особые, тут еще Микеланджело добывал мрамор для римских построек, тут Данте умудрился потерять главу «Божественной комедии» и так издал ее, без одной главы, только через 30 лет ее нашли в замке Маласпина и уже выпустили полный вариант. Тут в начале ХХ века была вилла поэта и мыслителя д’Аннунцио… Потом, у итальянской культуры есть прекрасная особенность — здесь не принято ругать то, что тебе не нравится, здесь люди стараются что-то хвалить. Например, идет по улице женщина, ей мужчины кричат: «Белла, белла!» То есть «прекрасная, прекрасная». И это не развязность, она может не опасаться, что кто-то подойдет к ней и попросит телефончик. В России все не так, у нас люди, наоборот, находят радость в том, чтобы говорить, как все плохо. А первопричина знаете в чем? Климат другой. Тот же Чехов говорил устами Сони: в странах с теплым климатом и люди мягки, их движения изящны, речь деликатна. Нашим предкам меньше повезло — все земли были уже заняты, даже из Польши их вытеснили за Карпаты. Условия жизни очень тяжелые. Что говорить, если одно зерно у нас рождает три, а в Италии — десять. Но, между прочим, грядет глобальное потепление, и я уверен, что оно будет нам выгодно, сделает Россию самой процветающей мировой агрикультурой лет этак через 30.

— В Италии удается что-то ставить?

— Буду делать «Бориса Годунова» в опере Турина. А кино снимаю в основном в России. Ну кроме тех фильмов, которые там невозможно снять.

— Опять проблема цензуры?

— Нет, просто есть не российские сюжеты. В России сейчас можно поднимать темы любой остроты. Например, назрел фильм о тотальной войне за современный русский капитал. Не бандитские стрелялки, а лента философского уровня о том, сколько бойцов невидимого фронта погибло, будучи расстрелянными из обрезов и бесшумных пистолетов в этой схватке за постсоциалистическую собственность. Десятки тысяч! У нас примерно та же ситуация, что в Америке 150 лет назад. Или во Флоренции при Медичи, когда зарождался капитализм. По итальянским меркам мы живем в XVI веке. Но это я так, вообще сказал, это не моя тема как режиссера. Среди тех тем, которых горячо волнуют меня, например, такая: трагическая судьба итальянских марин, то есть подводников. Это были великие воины, но их беда в том, что они сражались не на той стороне. Не за союзников, а против них. На старых подлодках, с разваливающимися торпедами они атаковали англичан, которые технически превосходили их неизмеримо, и проявляли чудеса героизма. Однако послевоенная политкорректность побудила всех, в том числе самих итальянцев, об этом подвиге забыть. Мне бы хотелось восстановить справедливость, рассказать о людях, чья трагедия — в ошибочном политическом выборе, который, собственно, сделали не они, а он был им навязан… Если же говорить о российских сюжетах, то мечтаю снять фильм о великом композиторе Рахманинове.

— Ситуация в российском кино непростая, творческий союз расколот. Вы за кого весной на съезде голосовали — за вашего брата Никиту Михалкова или за оппозиционного ему Марлена Хуциева?

— Я много лет не голосую, потому что не член российского Союза кино. Давно не плачу взносы. У нас, кажется, уже назрела необходимость в создании трех независимых киносоюзов — православного, иудейского и мусульманского (грустно усмехается). Тогда проблем не будет. А если серьезно, главная проблема у российского кино одна, и она ровно такая же, как у кино итальянского, французского, какого хотите. После войны в кинотеатры пришли люди, которые читали книги и хотели видеть на экране откровения по поводу важных бытийных проблем. Сегодня зритель совсем другой: ему в среднем от 14 до 27 лет, он практически не читает книг, привык к быстрому действию, фэнтези, красивой картинке. Покажи ему Тарковского или Антониони, он умрет со скуки. Расскажу одну историю. Однажды Феллини принимал в Риме Бондарчука. Пообедали, затем Феллини, провожая Сергея Федоровича, сказал: давай покажу одну вещь. И завел его в кинотеатр, где шел его последний фильм. В зале не было ни одного человека. Бондарчук удивился: где зрители? Феллини ответил: мои зрители умерли.

— Но вы теперь сами крупный специалист по молодежной культуре — Билана записали для «Глянца», два клипа ему сняли.

— Конечно, никакой я не специалист, просто Дима хорошо поет по-итальянски, у него отлично поставленный классический голос. А вообще самым мощным музыкантом в сфере русской поп-культуры знаете кого считаю? Григория Лепса. Серьезно, без балды. У него такой напор!

— Что помогает быть в такой прекрасной физической форме?

— Многое. Теннис. Аквааэробика. Жизнь на воздухе. Мы же в России из-за холода очень мало выходим из дому. Питание: в Италии почти не едят сливочного масла, заменяя его оливковым.

— А чем вы как россиянин перед итальянцами гордитесь?

— Конечно, русской культурой. Нашими городами — Петербургом, Москвой, Золотым кольцом. Но самое главное — российской природой. Италию можно всю обойти пешком. Россию не обойдешь. Знаете, я мечтаю как-нибудь привезти моих итальянских друзей на берег Байкала или Амура. Думаю, сибирская рыбалка и костер будут для них не менее сильным потрясением, чем для русского человека — Сикстинская капелла.

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 12958
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

В Библиотеке имени Д. В. Давыдова выставка «Три грации» современных художников

Ирина Свиридова

В выставочном зале Библиотеки имени Д. В. Давыдова под эгидой Творческого союза профессиональных художников проходит выставка «Три грации» современных художников – Анны Флит, Ирины Даниловой и Ольги Щербаковой. В экспозиции...

«Донбасс всегда был русским, давайте взглянем правде в глаза», — заявил 81-летний Аль Бано 

Аль Бано. Фото: © Roma, globallookpress.com

Всемирно известный итальянский эстрадный артист Аль Бано, исполнитель хитов Ci sara и Felicitа, назвал Донбасс российским и признался, что хотел бы там выступить. Об этом 81-летний певец заявил в интервью газете Il Fatto quotidiano. «Донбасс...

Брань в адрес писателя-фронтовика прощать нельзя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Писатель Виктор Петрович Астафьев. Фото: © Konstantin Kokoshkin globallookpress.com

Историк Евгений Спицын, известный своей неутомимой защитой товарища Сталина, а также яростной критикой хрущевских, горбачевских преобразований и либеральных реформ, проведенных в России после распада СССР, оскорбил большого русского...

Культура 00:05 / 20 Декабря 2024 10276
Как закопать сокровище

«Сосули» на Охте грозят вычеркнуть Санкт-Петербург из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге вбивают сваи в археологические сокровища. Так подрядчики «Газпрома» уничтожают исторические памятники, где археологи нашли остатки шведских и новгородских крепостей, а также...

Что не так с фильмом о великой оперной певице Марии Каллас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме перед нами предстает не прелестное, живое лицо, а по большей части красивая тяжеловесная маска. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Байопик «Мария» снял режиссер Пабло Ларраин — не новичок в этом изрядно заезженном жанре. Это третья его картина о знаменитых женщинах ХХ века. Предыдущие ленты были посвящены Жаклин Кеннеди («Джеки»)...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...

Законопроект о специальных «иноагентских» счетах принят депутатами в первом чтении 

Вячеслав Володин. Фото: © State Duma Russia, globallookpress.com

Законопроект о доходах иностранных агентов, принятый сегодня Госдумой в первом чтении, больше не позволит «предателям» обогащаться за счет России и ее граждан. Об этом в среду, 20 ноября заявил председатель Госдумы Вячеслав...

Британская актриса Джуди Денч уже не знает, куда деваться от несдержанного на язык попугая

Труд
Фото: Stephen Lock/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной почтенной даме подарили попугая, тоже даму. Та оказалась говорящей и теперь обзывает хозяйку непристойными словами. А могла бы и уважение проявить. И не только к почтенному возрасту оной (89 лет),...

Культура 00:09 / 06 Декабря 2024 8132
Вася и Щелкунчик

Новогодний «Щелкунчик» в Большом театре опять в эпицентре скандала

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Добывание билетов на легендарный балет превратилось в аттракцион. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Чтобы избавиться от очередей и перекупщиков, театр решил продавать билеты на аукционе. Минимальная стоимость — 100 тысяч рублей за два места! Но ты еще попробуй их взять по стартовой цене. Тем,...

Почему не получился фильм с участием популярных персон

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Про «выключить мозг и посмотреть на Бузову» с обезоруживающим простодушием заявила сама Ольга Игоревна. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

На экраны вышел фильм «Звезды в Сибири», призванный, как я понимаю, создать у зрителей праздничное настроение. Такие ленты нынче пекутся, как блины, к каждому Новому году. Но до легендарной «Иронии судьбы» им как до Сатурна....

Прокатные удостоверения от ведомства в 2024 году получили 48 «фильмов для взрослых» 

Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Министерство культуры России одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает Telegram-канал «Радиоточка НСН». Как стало известно журналистам, в текущем году прокатные удостоверения от...

На наши экраны вышел фильм о великом французском шансонье

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм не идеализирует Азнавура. Но главный его мотив - нескрываемая любовь к великому певцу. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Он написал порядка 1300 песен, продал более 180 миллионов дисков, дал 1100 концертов в 94 странах мира. Его мелодии исполняли Боб Дилан, Рэй Чарльз, Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, сам он выступал в дуэте с Лучано...

Культура 00:04 / 13 Декабря 2024 6576
Говорят, секса нет

Министерство культуры в очередной раз удивило россиян, одобрив показ в кинотеатрах «фильмов для взрослых»

Ирина Хмара
Труд
Звезда жанра Лиза Энн обратила свое экспертное внимание на нововведение Минкульта. Фото: Karl Polverino/Zumapress.com, globallookpress.com

На днях Министерству культуры РФ удалось шокировать россиян. В Сети бурно обсуждается информация о том, что ведомство одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах: 48 картин для взрослых получили прокатные удостоверения....

8 декабря великая актриса Алиса Фрейндлих отмечает серьезный юбилей

Людмила Безрукова, Леонид Павлючик
Труд
С любимой дочерью Варей. Она тоже стала актрисой. Фото Юлии Кудряшовой

Вся ее жизнь связана с родным городом Ленинградом-Петербургом. Блокадное дитя, она стала гордостью культурной столицы. Народная артистка СССР, лауреат четырех Государственных премий РФ, Алиса Фрейндлих в свои 90 лет по-прежнему...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?