
Байопик «Мария» снял режиссер Пабло Ларраин — не новичок в этом изрядно заезженном жанре. Это третья его картина о знаменитых женщинах ХХ века. Предыдущие ленты были посвящены Жаклин Кеннеди («Джеки») и леди Диане («Спенсер»). Их сыграли Натали Портман и Кристен Стюарт. В «Марии» снялась голливудская суперзвезда Анджелина Джоли, и это объясняет интерес к фильму со стороны даже тех зрителей, которые никогда не были в опере.
Марии Каллас не стало почти полвека назад. Еще при жизни имя певицы было окутано легендарным флером. Ее называли «богиней, сошедшей с Олимпа», «голосом столетия». Одно лишь появление дивы на сцене театра вызывало бурю восторгов. А овации после спектаклей с ее участием доходили порой до30-40 (!) минут. Ее вызвали на поклоны вновь и вновь — чтобы таким образом излить благодарность за редкий дар, да и просто, чтобы полюбоваться на ее лицо и стать.
Каллас не была красавицей в общепризнанном смысле слова, но благодаря необыкновенным глазам и взрывному темпераменту обладала поистине магнетическим женским шармом. Ее фотографии, тесня изображения голливудских звезд, украшали обложки мировых журналов, а знаменитый итальянский кинорежиссер Пьер Паоло Пазолини увековечил певицу еще и на большом экране, сняв в заглавной роли в фильме «Медея». Кому как не ей, гречанке по происхождению, было играть в древнегреческой трагедии?
Теперь другой режиссер, на сей раз чилийский, решил воссоздать образ самой Марии Каллас. Благо, 50-летняя Анжелина Джоли в иных ракурсах действительно обладает внешним сходством с оперной дивой, которая прожила всего 53 года и, сбросив ради своего возлюбленного, греческого миллиардера Аристотеля Онассиса 30 килограммов, на исходе своего земного бытия выглядела достаточно хрупкой. Ларраин не стал снимать линейный байопик — от рождения Марии и до зенита, а затем и заката ее славы. Он сосредоточился на последней неделе жизни звезды, которую она, давно оставив сцену, провела в добровольном заточении в своей роскошной парижской квартире.
По версии режиссера, певица после того, как умер Онассис, а саму ее покинул некогда божественный голос, погрузилась в тяжелую депрессию. В фильме Мария горстями глотает антидепрессанты, коротая унылые, похожие друг на друга дни вместе с преданной прислугой (Альба Рорвахер и Пьерфранческо Фавино) и двумя собаками, которым она скармливает свои завтраки — сама певица не ест порой по несколько суток. Еще в покои Каллас время от времени наведывается ее лечащий врач (Венсан Макен), тщетно умоляя несговорчивую звезду сдать очередной анализ крови и серьезно заняться лечением, иначе у нее вот-вот откажут печень и сердце.
Однако, вместо медицинских процедур Каллас пробует (увы, безуспешно) восстановить голос с помощью деликатного репетитора (Пол Спера). Время от времени она выпивает в уличных ресторанчиках, честолюбиво желая, чтобы прохожие восхищались ею, и гуляет по осеннему Парижу вместе с телерепортером, которого зовут Мандракс — точно так же, как наркотический препарат, на который подсела звезда. Из чего зрителям, видимо, следует заключить, что ее прогулки под телекамеру — не что иное, как галлюцинация, плод воспаленной фантазии сходящей с ума певицы.
Этот не самый органичный ход, тем не менее, позволяет режиссеру перебросить мостики из унылого настоящего певицы в ее бурное прошлое. Отвечая на вопросы воображаемого тележурналиста (Коди Смит-Макфи), Каллас погружается то в свою голодную военную юность в оккупированной Греции, где мать едва не подкладывала ее под немецких офицеров. То вспоминает триумфальные выступления на главных сценах мира. То заново переживает мучительный роман с Онассисом (Халук Бильгинер), начало которому была положено на его роскошной яхте «Кристина». То сжигает на костре ставшие ненужными сценические костюмы...
Эти флэшбэки, снятые в черно-белой гамме, добавляют фильму некоторого сюжетного и стилевого разнообразия, но, к сожалению, не дают представления о характере и личности героини. Для фанатов оперы и просто любителей серьезной музыки воспроизведенные на экране фрагменты ее биографии достаточно известны. Для рядовых кинозрителей, ничего не знающих о певице, — они слишком поверхностны, иллюстративны и не позволяют сложить в единый пазл пеструю картину ее жизни.
Почему Каллас вышла замуж за рыхлого лысого мужа, который был вдвое старше ее? Любила ли она «урода и коротышку» Онассиса, как он сам аттестует себя в фильме, или его деньги? Почему домогавшийся Марию грек в итоге женился не на ней, а на вдове Роберта Кеннеди — той самой Джеки, которой режиссер ранее посвятил отдельный фильм? Что стало причиной потери певицей голоса — рабочие перегрузки (за свой короткий творческий век она спела 70 партий) или резкое похудение? На эти и ряд других вопросов фильм попросту не дает ответа.
Не помогает приблизиться к разгадке тайны Марии Каллас и Анджелина Джоли, решившая сняться в этом фильме после перерыва в своей карьере. Нельзя сказать, чтобы она подошла к своей роли формально. На протяжении семи месяцев актриса прилежно осваивала вокал, в каждой снятой сцене она выкладывается по полной. Но следы этих усилий видны на экране: чуда слияния актрисы с героиней не происходит. Мы видим кинозвезду Анджелину Джоли, усердно играющую оперную звезду Марию Каллас. И потому ни сочувствия, ни сопереживания экранная Каллас не вызывает.
Особенно хорошо понимаешь это в финале фильма, когда под заключительные титры идет нарезка документальных кадров, на которых запечатлена реальная Мария Каллас. Там — неправильное и при этом прелестное, живое лицо, здесь по большей части — красивая тяжеловесная маска.