Главная Культура 00:01 06 Декабря 2024 7626
Служебный роман длиною в жизнь

8 декабря великая актриса Алиса Фрейндлих отмечает серьезный юбилей

Людмила Безрукова, Леонид Павлючик
С любимой дочерью Варей. Она тоже стала актрисой. Фото Юлии Кудряшовой

Вся ее жизнь связана с родным городом Ленинградом-Петербургом. Блокадное дитя, она стала гордостью культурной столицы. Народная артистка СССР, лауреат четырех Государственных премий РФ, Алиса Фрейндлих в свои 90 лет по-прежнему работает в знаменитом БДТ. А фильмы с ее участием — «Соломенная шляпка», «Агония» «Служебный роман», «Сталкер», «Жестокий романс», «Успех» и десятки других не сходят с экранов. В канун юбилея мы попросили рассказать о замечательной актрисе ее коллег, друзей и родных.

Олег Басилашвили, актер

— Алису Бруновну я знаю с тех времен, когда, будучи молодым актером, работал в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, ныне это Балтийский дом. Она показывалась там. И очень успешно! Но в итоге поступила в театр им. Комиссаржевской, где начала свою театральную карьеру. Мне приходилось видеть там спектакли с ее участием. А познакомились мы с ней лишь много лет спустя — после ее прихода в БДТ в начале 1980-х. Играли в спектакле Георгия Товстоногова «Овцы и волки» по пьесе Островского. Она — Глафиру, бедную незамужнюю девицу, я — богатого барина Лыняева. Это был ее ввод на роль. Но играла она так, что, казалось, по жизни и есть «та самая Глафира». Блеск глаз, экспрессия. Я испытал тогда настоящее актерское счастье.

А несколько лет спустя мы встретились в «Калифорнийской сюите». Пьеса предполагала некую легковесность постановки, развлечение для зрителей. Однако Фрейндлих из своей незатейливой, по сути, шлягерной роли сделала настоящий актерский шедевр. Ее героиня вызывала симпатию, сочувствие, заставляла задуматься, и, вместе тем, улыбнуться, где-то посмеяться. Для меня, уже опытного актера, эта ее работа стала настоящей школой мастерства.

Судьба улыбнулась мне, послав такую партнершу. Это подтверждается каждый раз, как мы с ней выходим на сцену или снимаемся в одном фильме. При этом в каждой своей работе, будь то главная роль или не очень большая, она всегда разная. Другая пластика, голос, глаза, настроение. Одно неизменно: в каждой роли — ее душа! И это помогает мне в моей роли. Многие ли мои товарищи по искусству могут похвастать тем же?

Алиса в зазеркалье. До спектакля еще несколько минут... Фото Нины Горловой

Что еще отличает мою замечательную, талантливую коллегу? Ее требовательность. К себе в первую очередь. Что обязывает ее партнеров, людей разных поколений, таланта, мастерства, мобилизовать свои возможности. Но прежде всего — она замечательный человек. Мы с ней разные по характеру, привычкам. Но многое из того, что близко и интересно ей, мне хоть и не свойственно, но очень симпатично. Некая нервность, например, перед выходом на сцену, что свидетельствует о трепетном отношении к делу. Хотя, казалось бы, за 60 с лишним лет в театре можно бы привыкнуть к рампе, особо не волноваться. Но для нее каждый выход к зрителю — как в первый раз. Она обожает сцену — там ее кислород.

Я от всего сердца хочу поблагодарить ее за столь долгое терпение, которое она проявляет ко мне в течение многих лет. Извиниться за все те неточности и нелепости, которые, возможно, я допускал в нашей работе. Благодарен и судьбе — за то, что на моем творческом и жизненном пути встретилась такая удивительная актриса, такой добрый, честный и порядочный человек, как Алиса Бруновна Фрейндлих.

Владимир Котт, кинорежиссер

— Когда мне предложили снять фильм «Карп отмороженный», я изначально предполагал, что Алиса Бруновна сыграет главную роль — интеллигентной провинциальной учительницы. Все-таки мы чаще видим ее в образе умных дам в очках. Но, прочитав сценарий, она выбрала, как мне казалось, менее выигрышную (даже по метражу) роль подруги главной героини. По опыту знаю: актрисы, как правило, хотят играть положительных персонажей, а здесь — роль хулиганки, матерщиницы. Но это был ее выбор, который я немедленно принял. А главную роль, узнав, что у нас снимается Фрейндлих, буквально назавтра согласилась сыграть Марина Неелова.

В фильме «Карп отмороженный» Алиса Бруновна сыграла роль хулиганки

Первая наша встрече с Алисой Бруновной произошла у нее дома. Я страшно волновался и потому взял с собой оператора Михаила Аграновича, который с ней уже не раз работал. Первым делом Алиса Бруновна предложила нам... покурить. А потом накрыла стол с чаем и бутербродами. И мое волнение постепенно улетучилось. Тем не менее, в первый рабочий день, когда она появилась в гримерке, все, в том числе и я, непроизвольно встали. Она удивилась этому. «Вы же легенда», — неловко пошутил я. — «Какая легенда, я еще живая, давайте работать», — ответила она.

На съемочной площадке, вопреки моим опасениям, у нас не было разногласий, мы хорошо понимали друг друга и находились на одной волне. Меня поразило, что она выписала из сценария роль в обычную тетрадку, а свои фразы подчеркнула. Знала свой текст назубок, включая междометия. Что не исключало момента импровизации — провинциальный говорок, соленые шуточки ее героини шли от самой Алисы Бруновны.

Меня часто спрашивают про гонорар Фрейндлих на нашем малобюджетном фильме. Я режиссер и ничего должен не знать про деньги, это вопрос к продюсерам. Но я знаю, что иные из молодых актеров получали больше, чем Фрейндлих. Алиса Бруновна — это разговор не про деньги. Для нее работа в кино — это, в первую очередь, возможность рассказать человеческую историю, которая созвучна ее душе и будет интересна зрителям.

Каждый день после съемок мы спускались в кафе, в подвал гостиницы: я, дядя Миша Агранович, Алиса Бруновна, Марина Мстиславовна и слегка выпивали. Я не пью, но мне пришлось пригубливать, чтобы не выпадать из компании. Это был настоящий праздник человеческого общения. Я жалел лишь, что у меня не было с собой кинокамеры. Алиса Бруновна рассказывала поразительные истории из своей богатой и долгой жизни. В этих посиделках она открылась мне как очень цельный, мудрый человек, который многое видит и знает наперед. Таких людей мало, их надо ценить и оберегать как некий островок красоты, достоинства, стабильности в наше непростое время.

Светлана Немоляева, актриса

— Мое знакомство с Алисой Фрейндлих имело забавный и милый сюжет. Я только пришла в театр Маяковского, играла главную роль в спектакле «Время любить». В актерских беседах я услышала, что в Ленинграде «мою» роль блестяще исполняет молодая, тогда еще неизвестная широкой публике актриса Алиса Фрейндлих. Вскоре наш театр поехал на гастроли в северную столицу, и я первым делом помчалась смотреть спектакль с участием моей «соперницы». Несмотря на то, что я ревностно относилась к своей роли, работа Алисы Фрейндлих меня совершенно покорила. Мне помнится, что после спектакля я зашла за кулисы и излила Алисе свои восторги. Помнит ли это она, — надо будет при случае спросить.

Мы живем в разных городах, работаем в разных театрах. Так что встречались не часто. Свел нас вместе «Служебный роман», в котором у нас не было общих сцен, но Рязанов часто собирал актеров, чтобы мы могли лучше понять общий стиль фильма. И я видела «вживую» ее сцены с Андреем Мягковым и Лией Ахеджаковой. То, что они вытворяли на съемочной площадке, — описать невозможно. Алиса Бруновна — актриса точного и тонкого психологического рисунка — открылась мне еще и как гений импровизации. Я-то сама артистка ортодоксальная, играю то, что написано в сценарии и велено режиссером, а она обрушивала на Рязанова множество своих актерских предложений, находок, которые украсили фильм.

А еще она очень одарена музыкально, пластически. Спектакли и фильмы, в которых она поет, танцует, пронизаны лирической нотой, романтизмом, поэтому их так любят зрители. При этом ей, как большой разноплановой актрисе, подвластны самые разные краски: комедийные, драматические, героические, фарсовые, трагедийные. Я видела много спектаклей и фильмов с ее участием, и едва ли не в каждом из них она открывалась для меня с новой, неожиданной стороны. Неудач я у нее не помню. Каждую роль Фрейндлих доводит до бриллиантовой отделки, до совершенства.

Так что мне остается только пожелать, чтобы этот дар оставался с ней еще очень долго. Не знаю, как она относится к этой дате в своей жизни, какие у нее планы, но хочу пожелать, чтобы она была по-прежнему любима семьей, коллегами и публикой. Чтобы не подводило здоровье. И чтобы были новые интересные роли.

Варвара Тарасова, дочь Алисы Фрейндлих

Единственная дочь Алисы Фрейндлих Варя тоже стала актрисой. Ей доводилось вместе со знаменитой мамой играть на сцене легендарного БДТ. Сейчас там активно готовятся к юбилею главной актрисы Петербурга последних десятилетий.

— А как сама Алиса Бруновна относится к своему возрасту?

— Принимает спокойно. Не скрывает его и не пытается молодиться, — рассказывает «Труду» Варвара Игоревна. — Как говорится, мои года — мое богатство. Лет 20-30 назад цифры прожитых лет беспокоили маму гораздо больше, чем теперь. Она по-прежнему много читает. Любимая ее книга — «Иосиф и его братья» Томаса Манна. Любит как классику, так и некоторых современных авторов.

— Зарядку продолжает делать? Рассказывала мне в свое время, что именно с нее начинается у нее каждый день.

— Да, конечно! В этом смысле характер у нее потрясающий. Очень дисциплинированная. Сказываются, видимо, немецкие гены бабушки Шарлоты и отца Бруно Артуровича. У мамы крепкий внутренний стержень. Она всегда старалась придерживаться определенного режима. Дневной сон или хотя бы отдых перед спектаклем всегда были обязательными. Такая привычка сохранилась.

Любимое место отдыха актрисы — дача. Есть где и с кем погулять. Фото Юлии Кудряшовой

Каждое утро непременно выполняет серию упражнений. Это не спорт, а именно гимнастика. Чтобы поддерживать тонус, чувствовать себя уверенней. И еще обязательные ежедневные прогулки. Минимум 30 минут. Мама считает, что если человек хочет оставаться в строю, хорошо выглядеть в свои почтенные годы, то надо над этим трудиться.

— В театре у нее есть спектакли?

— До пандемии было несколько, очень популярных у публики. Но карантин и перенесенный ковид (мама тяжело болела, были повреждены 93% легких) изменили ситуацию. Те отмененные постановки, в которых она была занята, не вернулись на сцену. Сейчас у нее один спектакль «Лето одного года». А новые... Нет пока подходящего материала. Желательно для малой сцены, камерные. Она ищет пьесу. Так что надеемся.

— Вы не раз вместе играли на сцене. Помогала вам Алиса Бруновна? Или критиковала, ругала, если что-то не получалось? Какой вообще «климат» в вашем артистическом доме?

— Партнер она замечательный. Всегда старалась подставить плечо. Не помню, чтобы мне было трудно или даже просто некомфортно работать с мамой. Если что-то надо было поправить в роли, то подсказывала очень деликатно. Ругаться, бить на эмоциях тарелки у нас в семье не принято. Если есть какие-то спорные вопросы, то они спокойно обсуждаются. Какая-нибудь «цап-царапка» (не могу назвать это ссорой) — тоже быстро разрешается. Разве что подуемся немного, совсем чуть-чуть...

— По давнему интервью с великой актрисой помню, что она любит дачный отдых — сбор грибов, цветы, ягоды...

— Летом мы практически постоянно живем на даче. С осени до весны — периодически. Там тоже обязательные ежедневные прогулки. Мама очень любит собирать полевые цветы, делает из них потом замечательные букеты. Они всегда у нас свежие, красивые. У нее к этому удивительный вкус! Грибы, да — это страсть. Квасит и маринует их, великолепно готовит грибной суп.

— В вашей большой семье кто-то, кроме вас, наследовал артистический дар Алисы Фрейндлих? «Отдыхает природа» на внуках-правнуках или?..

— У Алисы Бруновны двое внуков и трое правнуков. Внук Никита Владимиров уже достаточно известный кинорежиссер и продюсер. Мама снималась в двух его фильмах: «Карп отмороженный» и «Родители строгого режима». От этих съемок, как она говорили, остались хорошие впечатления. Никита очень строго относится к своей работе. Тщательно выбирает тему, четко все организует на площадке. В этом смысле он в бабушку.

Его сын Петя, неполных 6 лет, копия своего отца: открытый, легкий, без комплексов. Внучка Аня пока занимается детьми — Юрочке два с половиной года, Соне пять с половиной лет. Сонечка — эмоциональная, активная, настоящая «зажигалка»! У нее хороший музыкальный слух, чистенько поет. Это было заметно с самих ранних ее лет. Что-то мне подсказывает — будет актрисой!

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5459
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5096
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...