Главная Культура 00:17 26 Декабря 2024 8151
«Первые стихи у меня вышли патриотично-разгильдяйские...»

В уходящем году известный писатель и давний собеседник «Труда» Юрий Поляков отметил свое 70-летие и выпустил книгу стихов

Дарья Ефремова
Юрий Михайлович считает: прежде других устаревают те, кто старается сочинять по моде. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

К случившемуся недавно юбилею Юрия Полякова у него вышел поэтический сборник «Осень в Переделкине», куда вошли стихи, написанные за полвека. Об осени как поре сбора плодов и о ностальгии по советскому прошлому как примете нашего времени мы говорим с Юрием Михайловичем.

— В предисловии к вашей «Осени в Переделкине» говорится: «Книги Юрия Полякова — это не энциклопедия, а скорее история болезни российской жизни конца XX — начала XXI века?» Вы с таким определением своего творчества согласны?

— То, что писатель отражает свою эпоху с ее достоинствами и проблемами, изображает современников с их грехами и добродетелями, это очевидно и доказательств не требует. Проблема в достоверности и яркости изображения. А все это в конечном счете определяется мерой отпущенного тебе таланта. Чтобы прикоснуться к «тонким мирам», надо хорошо разбираться в деталях, в подробностях знать наш «грубый мир», а не его виртуальную помойку. Улавливаете? Термин «гротескный реализм», введенный когда-то Бахтиным, довольно точно отражает мое мировидение, где тесно сплелись критический реализм, лиризм и сатира. Каким будет мой портрет эпохи? Надеюсь, узнаваемым.

— А ваш лирический герой — это альтер эго автора?

— Я дебютировал как поэт полвека назад, в 1974-м, за это время сменилось несколько поколений стихотворцев. По моим наблюдениям, прежде других устаревают те, кто старается сочинять по моде. Эпигонство — болезнь литературного общепита. А тех, кого упрекали за традиционность, читают до сих пор: Дмитрия Кедрина, Николая Рубцова, Владимира Соколова, Андрея Дементьева... В стихах важно быть искренним, прислушиваться больше к себе, а не к новым веяниям, что я и старался делать. Главное — избежать творческой драмы, от которой предостерегал мой учитель Владимир Соколов: «Быть единственным, а написать совершенно другого поэта».

— В эссе «Как я был поэтом» вы пишете: «Две вещи в жизни человека необъяснимы: почему он пьет и почему он пишет стихи». Первую часть высказывания оставим без внимания, а на второй задержимся. Как вы начали писать стихи?

— Слагать строчки начал старшеклассником — это то время, когда рифмовать пытались почти все. Я довольно долго вел поэтическую рубрику в передаче «Ровесники» на Всесоюзном радио и помню мешки с письмами, где стихи, стихи, стихи: Эпидемия, кстати, очень полезная. Любой поэт, даже самый отрешенный, берет образы из вполне земной жизни: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...» Они же не на Луне. Первый успех пришел после того, как в «Юности», которую тогда редактировал Андрей Дементьев, опубликовали мои стихи об армии, но не уставные, не воениздатовские, а патриотично-разгильдяйские, что ли. Народу, как говорится, зашло. В 1980-м я стал лауреатом премии имени Маяковского. Дело не в том, почему человек сочиняет стихи. В застолье все поют, хотя работают не в филармонии. Вопрос в другом: почему одних слышат, а других нет. Объяснить можно только талантом.

— Чью поэзию любите, кого считаете своими учителями? А чего не любите?

— Большое влияние на меня оказали Тютчев, Некрасов, Блок, Георгий Иванов, Заболоцкий, Рубцов, Соколов: Из фронтовиков — Гудзенко, Межиров, Наровчатов. Из сверстников предпочитаю Николая Дмитриева и Евгения Блажеевского. К поэтам Серебряного века отношусь как к высокоталантливым жертвам и творцам распада, к шестидесятникам — как к одаренным приспособленцам, умудрившимся прослыть борцами. О войне я стихов никогда не писал, мои стихи о том, какой след в сознании поколения, рожденного в 50-х, оставили подвиги и жертвы Великой Отечественной. Сегодня появилась новая фронтовая поэзия, принесенная из окопов СВО. Ее очевидный лидер — Сергей Лобанов. В поэзии терпеть не могу заумь, «списки греческих кораблей» меня тоже раздражают. Если КамАЗ со стихами Бродского промыть на лотке, как золотоносную породу, наберется горсть самородков. А это немало.

— В чем вы успешнее — как поэт, прозаик или как драматург?

— С середины 80-х поэзия у меня органично ушла на периферию творчества. Каждому поэту от природы дана батарейка разной емкости. Это надо понять и не смешить людей стихами, напоминающими жвачку, которую автор начал жевать во времена московской Олимпиады и все никак не выплюнет. Главной для меня стала сначала проза, а потом драматургия. Но осенью, в пору сбора плодов, и стихи вспомнить будет нелишне.

— Посоветуйте, как читателю определить, хорошее это стихотворение или нет.

— Человек, хоть раз в жизни пытавшийся выразить свои мысли и чувства в стихотворной форме, глубже и тоньше понимает поэзию. Но в качестве единственного способа отличать поэтическое слово от подделки рекомендовать не стану. Только скажу, что в девяти из десяти случаев за мэтров себя выдают бездари и проходимцы. Талант можно разложить на составные части по формальному признаку, но сложить талант из этих частей невозможно.

— Не могу не спросить о ностальгии по 70-м, 80-м и уже даже по 90-м, ставшей приметой нынешнего времени. Кажется, отношения между людьми тогда были проще и честнее, дружили крепче, работали увлеченнее. Разделяете вы эти ощущения или нет?

— Отчасти разделяю, хотя на самом деле все было гораздо сложнее, иначе мы и сегодня жили бы при социализме. Для того чтобы разобраться в той эпохе, во многом оболганной, я и уселся в 2019 году за цикл «Совдетство». Вышло три части. События происходят в 60-е, главный герой — советский мальчик Юра Полуяков. Интерес читателей к этому циклу большой и искренний. Всем обрыдли повествования в жанре злобного антисоветского фэнтези.

— А еще сейчас романтизируют и 1930-е. Интерес к недавно вышедшему на экраны фильму «Любовь Советского Союза» — тому подтверждение. Как вам новый миф о светлых 30-х?

— Интерес к сталинской эпохе объясним. Вспомним п-редысторию. Сначала это было самопрославление. Потом, после XX съезда партии, — лукавая критика со множеством умолчаний. При Брежнева Сталин вернулся в романы и на экраны, но тут началась перестройка, и антисталинизм стал ее знаменем. А людям все-таки свойственно стремление искать в своей истории правду. Но вместо этого им снова подсовывают мифы, да еще сляпанные графоманами.

Миронов в Театре Наций ставит мелодраму про Горбачева и Раису Максимовну. Спектакль похож на сироп, разведенный в касторке. А вместо серьезного разговора о сложнейших 1930-х нам предлагают историю любви звезд того времени, разящую арабской парфюмерией, да еще на фоне гулаговских бараков. Вы не задавались вопросом, почему куда-то задвинули «Факультет ненужных вещей» Домбровского? Он, кстати, до сих не экранизирован. Потому что там правда об анатомии террора. И она очень бы не понравилась тем нынешним борцам с тоталитаризмом, чьи деды заправляли ГУЛАГом, а отцы из великой социалистической идеи делали агитпроп для детей с замедленным развитием...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5857
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5520
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого наркома народного просвещения Анатолия Луначарского

: Дина Егорова
Труд
1927 год, Женева. Луначарский на снимке - в центре. Фото: Scherl, globallookpress.com

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого народного комиссара просвещения Советской России, переводчика, критика и искусствоведа Анатолия Луначарского — одной из самых загадочных...