Экзюпери – это в первую очередь «Маленький принц». По крайней мере, так многие считают: ведь это там говорится про прекрасную розу, которую приручил, и что «самое главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце», и «судить себя куда труднее, чем других». Но на самом деле замечательный французский писатель и летчик-герой Антуан де Сент-Экзюпери написал много мудрых книг. Среди них – «Планета людей», сплошь составленная из таких вот мыслей о жизни.
Знаменитое «любить – не значит смотреть друг на друга, любить – значит вместе смотреть в одном направлении» – оттуда, как и ряд других наблюдений «на все времена». Их сегодняшнее звучание уловил Андрей Сидельников – главный режиссер петербургского театра «Суббота», где по мотивам «Планеты людей» им поставлен – не удивляйтесь – джаз-спектакль.
Записки, составившие в 1939 году книгу «Планета людей», не всегда имеют очевидную взаимосвязь. Чаще она – на уровне ассоциаций. В спектакле питерцев эти ассоциации обретают реальные человеческие воплощения: Антуана в молодости и взрослого. Его жены Консуэло. Сестер, капитана, раба. Радиста Нери, которому выпало первым сообщить о потери связи с самолетом главного героя в тот роковой для него вылет.
Впрочем, Антуан тогда был на борту не один – с ним летел его близкий друг Анри Гийоме. Как и сам Экзюпери – профессиональный летчик. Оба не раз оказывались в ситуациях «на грани». Что не мешало тому и другому остро воспринимать, летая над планетой Земля, её красоту, осознавать ценность жизни. Кстати, та самая книга о планете и ее людях посвящена Гийоме.
Но как донести все это до зрителей? Помочь им посмотреть на жизнь – свою и человечества в целом – не приземленно, а сверху, и перебросить, если потребуется, «мостки во тьму», рассеивая её?
В спектакле Сидельникова этому помогает джаз, удачно вплетенный в канву постановки. Почему именно джаз? Он пришел во Францию в годы Первой мировой войны вместе с афроамериканскими солдатами, бок о бок с французами воевавшими с общим противником. В 1930-х стал суперпопулярным. Увлекался им и автор «Планеты людей». Мелодии, звучащие по ходу действия, сами ставшие его частью – из той переломной для мира эпохи.
Два с половиной часа, не считая антракта, не покидает подмостков актриса и певица Софья Андреева. В программке она значится как просто Певица. Ее импровизации, манера исполнения и сам мощный, чувственный голос буквально завораживают. Переплеты сюжета, диалоги героев, интригующий, благодаря художнику-постановщику Николаю Слободянику, метафорический пейзаж-трансформер (действие происходит в воздухе, в горах, в пустыне), ложась на эти звуки, воспринимаются острее, бередят душу, возбуждают мысль. Прав Экзюпери: нам ещё многое надо понять в себе самих. В частности, почему «животное и в старости сохраняет изящество», а «благородная глина, из которой вылеплен человек, так изуродована».
Джаз-соло Андреевой с квартетом музыкантов – по сути, спектакль в спектакле. Что только усиливает эффект постановки. Да и просто удовольствие слушать!
Молодая актриса служит в «Субботе» восьмой год. Сыграла немало заметных ролей. Из недавних – в нашумевшем «Ревизоре» того же Сидельникова (спектакль был номинирован на «Золотую маску-2020»). Но многогранное ее дарование, мне кажется, только-только начинает раскрываться. Дай-то Бог!
Нынче модно переиначивать пьесы классиков. А от современных авторов требовать эпатажа. Иначе, мол, не пойдет зритель. Да и что вообще за постановка без мата, раздеваний, переворачивания с ног на голову неугодных для себя смыслов, если они вообще есть? Иной раз кажется, что по-другому уже и нельзя. Но – нет, идет зритель на талантливые спектакли без «вывертов». Аншлаги на них! Театр «Суббота» с берегов Невы – тому доказательство.